THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Не так давно появилась новость о том, что найдено копыто любимого коня Наполеона, которое считалось утраченным на протяжении более 2 веков. И это послужило поводом вспомнить биографию самого Маренго – коня, на котором Наполеон Бонапарт участвовал в битве при Аустерлице. Тем более что судьба коня не менее интересна, чем судьба его знаменитого владельца.

Наполеон Бонапарт впервые увидел Маренго после завершения египетской кампании, в 1799 г. И хотя в конюшне императора числилось не менее полусотни серых арабских жеребцов, считается, что именно Маренго был под седлом Наполеона в битвах при Маренго (1800 г.), Аустерлице (1805 г.), Ауэрштедте и Йене (1806 г.), а также Ваграме (1809 г.) В Россию Бонапарт также вторгся, восседая на спине Маренго.

Битва при Ватерлоо в 1815 г. стала последней совместной битвой Наполеона и Маренго. Конь был ранен и достался британцам, а затем был переправлен в Англию как трофей. Арабский жеребец долгое время выставлялся для обозрения общественности, а затем, когда интерес публики к любимому коню Наполеона угас, новым хозяином Маренго стал офицер Уильям Ангерштейн.

Любимый конь Наполеона Маренго

Маренго прожил долгую даже по современным лошадиным меркам жизнь и умер в 1831 г., пережив знаменитого владельца на 10 лет.

Когда конь умер, 2 передних копыта пошли на изготовление табакерок, одна из которых стала украшением Сент-Джеймсского дворца, а вторая более 2 веков считалась утраченной. Но недавно пропавшее копыто любимого коня Наполеона Маренго обнаружилось в кухонном шкафу дома, принадлежавшего потомкам Уильями Ангерштейна, в Сомерсете. Реликвию передали в собственность лондонского Музея кавалерии.

Скелет любимого коня Наполеона Маренго хранится по сей день в Национальном музее армии (Лондон).

На фото: скелет любимого коня Наполеона Маренго в Лондонском музее

На вопрос как звали коня наполеона заданный автором Машулька =) лучший ответ это Моренго.
Их было почти шесть тысяч – лошадей, служивших Наполеону в течение его жизни: возивших его самого, его ближайших слуг, его кареты и повозки. Одновременно в распоряжении императора находилось по 100–130 верховых лошадей для него и постоянно сопровождавших его людей: десять бригад, в каждой из которых по два боевых коня и походный иноходец собственного седла Его Величества, плюс лошади главного шталмейстера, шталмейстера, пажа, хирурга, курьера, мамелюка* Али, три лошади для конюхов и одна – для проводника из местного населения. Кроме того, с Наполеоном обычно путешествовали около тридцати карет и повозок, включая повозки для продуктов и кухонных принадлежностей, бухгалтерии и канцелярии и целых три экипажа-кузницы. В каждый из экипажей впрягалось четыре или шесть лошадей, и еще двенадцать всегда держались наготове на смену каждой упряжке. Даже при поверхностном подсчете получается, что в каждом походе «под рукой» у императора был табун из не менее чем полтысячи лошадей – то есть примерно состав современного «среднестатистического» конного завода.
Одна из самых знаменитых лошадей Наполеона – светло-серый (по словам приближенных, «по цвету похожий на сюртук Наполеона») араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В сражении при Ватерлоо император ездил на нем с семи до десяти часов вечера. Потом раненного в ногу коня оставили на ферме Кайю. Маренго был захвачен английским офицером Ангерстейном из свиты герцога Веллингтона и в качестве ценного трофея увезен в Англию, где жил при замке Глиссенбург. Пал он в 1832 году в возрасте почти тридцати восьми (!) лет.
…Скелет любимого жеребца Наполеона Маренго выставлен в Лондонском национальном музее армии, чучело Визиря, сопровождавшего императора в битве при Эйлау и в походе в Россию, хранится в музее Великой армии в Париже, а клички многих других лошадей Бонапарта известны благодаря скрупулезным записям его шталмейстеров и биографов.

Арабский жеребец высотой 1.45 см, получивший свою кличку после битвы 1800 года, в которой отличился особой храбростью. Маренго был привезен из Египта шестилетним жеребцом в 1799 году после битвы при Абукире. Скорее всего, он родился на знаменитой племенной ферме Эль Назери. По словам современников, Маренго обладал удивительными способностями: он был резвым, послушным, не боялся грохота орудий и слыл таким же храбрецом, как и его хозяин, который часто появлялся во время сражения то тут, то там, чтобы поддержать боевой дух солдат. За время военной службы Маренго ранили восемь раз, вместе со своим хозяином он участвовал в таких знаменитых сражениях, как битвы при Аустерлице (1805), при Йене (1806), при Ваграме (1815) и при Ватерлоо (1815). Маренго был одним из 52 коней, которые содержались в личной императорской конюшне во время неудачного похода на Россию (1812), он перенес тяжелое отступление французской армии.

По словам историка Фредерика Массона, «Наполеон был человеком, который в своей жизни большую часть дорог проделал на спине лошади». Действительно, более 20 лет своей военной эпопеи в Европе, Африке и России, Наполеон провел преимущественно верхом в седле.

Вместе с тем, имеющий военную профессию артиллериста, во время учебы в Парижской военной школе он получил незначительное количество достаточно формальных уроков верховой езды. Несмотря на репутацию плохого наездника, Император славился своей выносливостью и был способен длительное время двигаться галопом, оставляя позади офицеров своего штаба и даже всадников эскорта.

Чтобы не доставлять неудобств венценосному всаднику, лошади Наполеона проходили специальную подготовку. По свидетельству первого камердинера Императора Луи-Констана Вери, «в распоряжении Его Величества были только выезженные до невероятного совершенства животные».

В общей сложности, за период правления Наполеона в Императорских конюшнях состояло около 6000 лошадей, служивших лично Императору и его окружению (100–130 лошадей одновременно), а также транспортирующих кареты и повозки.

Наполеон отдавал предпочтение арабским скакунам – одной самых красивых, грациозных, резвых и выносливых пород лошадей.

Во время военных кампаний Император мог воспользоваться любой попавшейся под руку армейской лошадью, но в его личной конюшне состояли 30 лошадей, имеющих ранг «Лошадей Его Величества» – за период Империи их штат менялся более трех раз, и, таким образом, через конюшню прошли более 100 лошадей, из которых только несколько стали широко известны благодаря личной привязанности Наполеона или участию в знаменитых сражениях.

Одним из любимых коней Наполеона был светло-серый арабский скакун Маренго (по свидетельству современников, «по цвету похожий на сюртук Наполеона»).


Портрет Маренго кисти Гро, 1801

Шестилетний низкорослый жеребец ростом всего 145 см был привезен из Египта в 1799 году, и служил императору верой и правдой много лет. Свое новое имя он получил в честь победы над австрийской армией при итальянском городе Маренго, которая произошла 14 июня 1800 года.

Конь участвовал в сражениях при Аустерлице, Йене и Ваграме, сопровождал Наполеона в российской кампании. За годы службы был ранен восемь раз, но не потерял своей отменной храбрости.

Маренго изображен на большом количестве конных портретов Наполеона.


Наполеон в битве при Ваграме


Наполеон на Маренго в битве при Ватерлоо

При Ватерлоо коню было уже 22 года, но он так же резво, как и раньше, ходил под седлом Императора. Во время битвы Маренго был ранен в ногу и захвачен английским офицером из свиты герцога Веллингтона, который в качестве ценного трофея увез его в Англию.

В Англии Маренго ожидала высокая популярность. Художник Джеймс Уорд продал бесчисленное множество копий литографии романтического изображения коня, который смотрит через море и скорбит о своем хозяине. Подпись к картине гласит: «Портрет Маренго, любимого арабского коня, на котором Наполеон Бонапарт был в битве под Ватерлоо. Собственность капитана Говарда». В течение нескольких месяцев после того, как Королевская академия открыла новую выставку живописи 26 мая 1826 года, рекордное количество зрителей посетило Somerset House, где главным экспонатом была картина Уорда.

Наполеон предпочитал под седло арабских жеребцов.

Большинство его лошадей были серой масти.

Арабский жеребец высотой 1.45 см, получивший свою кличку после битвы 1800 года, в которой отличился особой храбростью. был привезен из Египта шестилетним жеребцом в 1799 году после битвы при Абукире. Скорее всего, он родился на знаменитой племенной ферме Эль Назери. По словам современников, обладал удивительными способностями: он был резвым, послушным, не боялся грохота орудий и слыл таким же храбрецом, как и его хозяин, который часто появлялся во время сражения то тут, то там, чтобы поддержать боевой дух солдат. За время военной службы ранили восемь раз, вместе со своим хозяином он участвовал в таких знаменитых сражениях, как битвы при Аустерлице (1805), при Йене (1806), при Ваграме (1815) и при Ватерлоо (1815). был одним из 52 коней, которые содержались в личной императорской конюшне во время неудачно го похода на Россию (1812), он перенес тяжелое отступление французской армии. Однажды он шарахнулся от зай ца на скользкой дороге, сбросив императора. Весть об этом снизила боевой дух армии и была воспринята как дурное предзнаменование последующих событий. После поражения армии Наполеона при Ватерлоо захватил и привез в Англию лорд Петре, где коня купил генерал гренадерского полка Дж.Дж. Ангерштайн. содержали в Варне рядом с городом Эли.Императорский конь умер в возрасте 38 лет. Его скелет без одного к опыта передали в Национальный армейский музей в Сандхерсте, а из недостающего копыта сделали табакерку, которую генерал Ангерштайн подарил офицерам своего полка.

Будущий император, сыгравший огромную роль в реформировании французской кавалерии, никогда специально не учился верхов ой езде. Лишь в 1784-1785 годах, во время обучения в Парижском военном училище, он взял несколько уроков вольтижировки у господина д"Оверня. Для серьезных тренировок у Наполеона никогда не было времени. В седле он держался скорее по интуиции, сегодня его посадку раскритиковали бы даже в самом обычном прокате. Современный английский историк Джилл Хэмильтон так описывает «фирменную» посадку Наполеона: он сильно сутулился, а его носки в стременах располагались ниже уровня пяток. По словам Эрнста-Отто Оделебена, цитируемого Хэмильтоном, «Наполеон сидел в седле подобно мяснику, во время движения галопом он болтался вперед, назад и в стороны в зависимости от скорости лошади».

Камердинер Бонапарта Констан Вери, известный как просто Констан, в течение пятнадцати лет повсюду следовавший за своим господином, вспоминал: «Император садился на лошадь очень неизящно, и я думаю, он никогда бы не чувствовал себя на ней в полной безопасности, если бы в е го распоряжение не доставляли только тех лошадей, которые были уже безупречно выезжены; но во избежание худшего принимались все меры предос торожности, и лошади, предназначенные для императора, должны были выдержать жестокое испытание, прежде чем добиться чести носить его на себе. Их тренировали выдерживать, не шелохнувшись, самые различные мучения: удары хлыстом по голове и ушам, барабанный бой и стрельбу из пистолетов, размахивание флагами перед глазами; к их ногам бросали тяжелые предметы, иногда даже овцу или свинью. От лошади требовалось, чтобы в момент самого быстрого галопа Наполеон смог бы на полном скаку неожиданно ее остановить. В распоряжении Его Величества были только выезженные до невероятного совершенства животные». Подготовкой лошадей для Наполеона занимался его первый конюх Антуан Жарден. По словам того же Констана, Антуан «справлялся со своими трудоемкими обя занностями с исключительным мастерством и ловкостью».

Четвероногая армия императора составляла почти шесть тысяч - лошадей, служивших Наполеону в течение его жизни: возивших его самого, его ближайших слуг, его кареты и повозки. Одновременно в распоряжении императора находилось по 100-130 верховых лошадей для него и постоянно сопровождавших его людей: десять бригад, в каждой из которых по два боевых коня и походный иноходец собственного седла Его Величества, плюс лошади главного шталмейстера, шталмейстера, пажа, хирурга, курьера, мамелюка* Али, три лошади для конюхов и одна - для проводника из местного населения. Кроме того, с Наполеоном обычно путешествовали около тридцати карет и повозок, включая повозки для продуктов и кухонных принадлежностей, бухгалтерии и канцелярии и целых три экипажа-кузницы. В каждый из экипажей впрягалось четыре или шесть лошадей, и еще двенадцать всегда держались наготове на смену каждой упряжке. Даже при поверхностном подсчете получается, что в каждом походе «под рукой» у императора был табун из не менее чем полтысячи лошадей - то есть примерно состав современного «среднестатистического» конного завода.

Знаменитый жеребец Маренго, как ни одна другая лошадь сопричастный к формированию истории Европы XIX века, обрел новую форму. Точнее, не он сам, а его скелет. Мы говорим о любимом коне Наполеона Бонапарта – Маренго, чьи обветшавшие почти за 200 лет кости недавно отреставрировали британские ученые-историки.

Скелет выдающегося коня демонстрировался в Музее Британской армии в Лондоне с 60-х годов XX века. Но со временам кости начали темнеть и распадаться. Специалистам стала очевидна необходимость реставрационных работ, кроме того, возникла идея придать скелету более динамичный облик.


Решить эту непростую задачу поручили ученым Национального исторического музея Британии. Используя самые бережные технологии, реставраторам удалось почистить скелет и придать ему более выразительную позу. Работа заняла несколько месяцев. За консультациями обращались к иппологам. Заказчик остался доволен результатом и считает, что после реставрации фигура коня выглядит более царственно и гордо, как и полагается лошади императора. История Маренго неразрывно связана с Наполеон, который привез небольшого серого жеребца (145 см в холке) из Египта в 1799 году, а в 1800 году назвал его в память о победоносной битве при Маренго в Италии. Большинство военачальников той эпохи восседали на статных лошадях, но Наполеон предпочитал небольших «арабов», таких как Маренго. Тот был спокойным и послушным, надёжным и чрезвычайно выносливым. Говорят, жеребец мог проскакать галопом пять часов подряд, преодолев 80 миль. Такие качества Наполеон ценил во всех своих лошадях, а их у него было более сотни. И все же, чаще всего именно Маренго был под седлом французского императора в многочисленных битвах с 1800 по 1815 годы. Конь был ранен восемь раз, а пули из хвоста ему вытряхивали до самой смерти. Когда Наполеон сдался в битве при Ватерлоо в 1815 году, лошадь досталась англичанам.

Маренго пережил своего великого всадника. В последние годы жизни он содержался в Великобритании. На нем ездили верхом, а также использовали в качестве производителя. Пал жеребец в солидном возрасте 38 лет в 1831 году.

После реставрации скелет Маренго вернули в Музей Британской армии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама