THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях

в детском саду

(консультация для родителей)

Музыкальный руководитель, Алишина Светлана Владимировна

Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что, счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое нельзя увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние.

Музыкальные занятия в детском саду включают в себя различные виды

музыкальной деятельности. Это слушание музыки, элементарное детское

музицирование, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое творчество.

В своей статье мне хотелось бы остановиться на таком виде деятельности детей, как пение и рассказать о дыхательных упражнениях для дошкольников, и порекомендовать некоторые дыхательные упражнения, которые можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и в общении с ребёнком в повседневной жизни.

Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками радости ребёнка является ПЕСНЯ. Малыш в колыбели, не понимающий ещё слов мамы, успокаивается под пение.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса. Пение - это сложный психофизический процесс, связанный с работой важных систем – дыханием, кровообращением и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Не следует ребенка просить петь громко, это может только навредить. У детей дошкольного возраста голос ещё не сформирован и слаб. Звук детского голоса отличается мягкостью и ограниченностью силы звука.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые, делятся на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Рекомендуется использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Упражнения для развития дыхания без звука:

  1. «Вдох и выдох».

Дети или ребёнок кладут ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Вдох!» Ребёнок делает энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.

  1. «Быстро-медленно».

Если взрослый поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях

непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

  1. «Мороз».

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

Звуковые дыхательные упражнения.

  1. «Котёнок и шар».

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал.

Ф-ф-ф… Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф..»

Подошёл и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.

  1. «Две собаки».

Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав-ав…!»

  1. Ёжик.

Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»

Произнесение на одном дыхании скороговорок.

На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова…

Проговаривание предложений, различных по продолжительности.

Едем в гости.

Едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

Произнесение текста активным шепотом, это способствует активизация

дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.

Все эти и другие подобные упражнения можно использовать в качестве начальных этапов музыкального занятия или непосредственно перед тем, как перейти к пению. Можно сказать, детям, что для хорошего пения сначала надо научиться правильно дышать, а помогут в этом весёлые упражнения.

В общении с детьми родители могут предложить детям просто поиграть со звуками, словами, фразами, придумать какие-нибудь простые движения к любимым детским стихотворениям. И тогда каждое дыхательное упражнение станет для ребёнка весёлой забавой, которая может повторяться по дороге в детский сад и обратно домой, в поездке на машине, в гостях у бабушки с дедушкой и т. д.

Экспериментируйте, фантазируйте и «дышите на здоровье».

С уважением, музыкальный руководитель, Алишина Светлана Владимировна

Альфия Артамонова

Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует уже достаточно давно. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Исследования показывают, что состояние здоровья населения, особенно детей , ухудшается. С каждым годом растет число детей , страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, на-рушением речи, зрения, деятельности органов дыхания . Снижается сопротивляемость организма детей к различного рода заболеваниям.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения охрана здоровья ребенка становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Ведется оздоровительная работа с использованием современных здоровьесберегающих технологий.

В последнее время педагоги большое внимание уделяют дыхательной гимнастике на учебных занятиях и в свободной деятельности .

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений , направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания , постановки различных видов дыхания , а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей .

Кроме того дыхательная гимнастика снимает усталость , бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

Детский сад №60, где я работаю музыкальным руководителем является специализированным в области присмотра и оздоровления тубинфицированных и соматически ослабленных детей , имеющих различные заболевания дыхательной системы , которые не дают ребенку полностью проговаривать фразы, правильно петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще .

В связи с этим, большое внимание на музыкальных занятиях я уделяю дыхательным упражнениям , так как они играют значительную роль в процессе оздоровления дошкольников, повышают общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям, оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему.

Целью данного вида деятельности в музыкальном воспитании является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей .

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

В своей работе с детьми я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой Александры Николаевны, которая обладает высоким оздоровительным потенциалом.

Это – единственная в мире гимнастика , в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы , развития певческих способностей детей . Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие :

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении , в том числе и легочной ткани;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание ;

Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Таким образом дыхательная гимнастика играет значительную роль в музыкальном развитии , воспитании детей с различными заболеваниями дыхательной системы .

Для достижения наилучшего результата необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики , важно заинтересовать детей , они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в веселую игру. Постепенно на моих занятиях появилась, а потом и «прижилась» .

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой , попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. К тому же, выполнять ее совсем несложно, если проводить дыхательную гимнастику в форме игры , то получится замечательное времяпрепровождение.

Я хочу предложить вам несколько дыхательных упражнений с элементами игры.

1."ЛАДОШКИ"

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем .

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем .

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох -- пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд . Норма : 4 раза по 4 вдоха-движения.

2."ПОГОНЧИКИ"

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!

Возвращаем руки в исходное положение : прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса- выдох уходит пассивно. Норма : 4 раза по 4 вдоха-движения.

3. "КОРОБОЧКА"

И. п. стоя, слегка присесть, колени вместе, обхватить плечи руками крест-накрест.

1-2 – активный, короткий вдох носом, подняться на носки, руки развести вверх в стороны.

3-4 - резкий выдох ртом, губы сложить "в трубочку", занять и. п.

Повторить 3 раза.

4. "ДРОВОСЕК"

И. п. - стоя, ноги шире плеч, корпус наклонить вниз, руки внизу соединить, сплести пальцы "держать топор".

1-2-3-4- медленный вдох носом, руки и корпус поднимать вверх "поднимаем топор",

5-6 - резкий выдох ртом и носом на слог "ха" - рубим дерево.

Повторять 3-4 раза.




Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому, быстрому и бесшумному вдоху, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным , а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Следуя старинной мудрости : "Пойте хорошо, дышите удобно", тренируем длинный выдох, учимся не разрывать фразу, не дышать в середине слова. Во время мы знакомимся с дирижёрскими жестами, играем" в дирижёра", ребятам очень нравится эта игра. Комплекс дыхательно-игровой гимнастики я составляла из упражнений разных авторов. Так же в комплекс обязательно входят игры и дыхательно-игровая гимнастика с использованием метода наглядности и красочных атрибутов.

"ВАРЕЖКА"

Я на варежку подую

Все снежинки с нее сдую.




"БАБОЧКА"



Есть обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, есть упражнения, которые меняются и обыгрываются. Вся гимнастика занимает 5-10 минут и проводится во второй половине занятия. Детей я предупреждаю ещё на самых первых занятиях, что дыхательная гимнастика-дело серьёзное , и они относятся к ней серьёзно, стараются выполнять упражнения правильно.

Таким образом дыхательная гимнастика повышает иммунитет , благотворно влияет на организм в целом, помогает укрепить здоровье и добиться стойкого душевного комфорта. На моих уроках ребята регулярно занимаются дыхательно-игровой гимнастикой . Мне приятно, что музыкальные занятия так полезны для здоровья детей , они укрепляют уверенность в собственных силах, несут в себе гармонию и энергию!

Светлана Синёва
Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ

"Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ"

Светлана Синёва

Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ и в рсботе с родителями".

2. Практическая часть:

Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!";

Дыхательная гимнастика "Ладошки";

Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";

Игровой массаж "Капуста";

Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";

Речевая игра "Танец червяков";

Сказка-шумелка "Теремок";

Коммуникативная игра "Побежали, побежали";

Музыкотерапия "Тихо, тихо".

Актуальность использования данной методики.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.

Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика. Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…

А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.

Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению) ;

дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха) ;

артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата) ;

игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека) ;

пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма) ;

речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас) ;

сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества) ;

коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта) ;

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание) .

Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.

Практическая часть

1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"

Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").

Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).

2. Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки всё сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

3. Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

"Снеговички и Сосульки"

Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).

"Ах, какие же вы толстячки!"

Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).

"Не такие уж мы толстячки!"

А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).

"О, да вы ещё и сердиты!"

Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).

"У-у-у! Мы действительно сердиты!"

Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).

"Разговаривать с вами не будем!"

А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

"Мы играть с вами тоже не будем!"

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

4. Игровой массаж.

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).

5. Пальчиковая игра.

"Я хочу построить дом".

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

пальцами).

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

большой мяч).

Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

двигают вверх-вниз ("собачка лает").

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

покачать из стороны в сторону).

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой).

6. Речевая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Танец червяков"

Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх- вниз).

Две руки, две руки,

Мы совсем как червяки,

Совсем как червяки.

И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны).

Новый танец червяков,

Танец червяков.

Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

Извиваться, приседать, + приседают).

Немножко приседать.

Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно).

Раскачать, раскачать,

Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).

Можем помахать.

Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой).

Поболтать, поболтать,

Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами).

Немножко постучать.

Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо).

Помотать, помотать,

Головами покивать, (Кивают головой).

Можем покивать.

7. Сказка-шумелка.

Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

"Теремок"

Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку).

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ("Шуршунчик").

Медведь в теремке с самоваром сидит.

(Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Мышку в дом впускает, ("Шуршунчик").

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст бумаги).

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан).

Мышку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Зайца в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка).

Зайку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Лисичку в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен).

Лису Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Волка в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").

8. Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

"Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко").

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

"Ссориться не смей!"

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

Крепко обнялись, (Обнимаются).

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу).

И за руки взялись. (Берутся за руки).

Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

9. Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

"Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!",

Скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

Атрибуты:

Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.

Список литературы.

1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год.

2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.

3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".

6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Подготовила музыкальный руководитель

Федосеева Татьяна Владимировна

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музы­кальные занятия, в ходе которых осуществляется систематиче­ское, целенаправленное и всестороннее воспитание и формиро­вание музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фрон­тальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Ла­зарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, под­нимают настроение, задают позитивный тон к восприятию ок­ружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под кон­тролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащен­ность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать неза­метный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработан­ных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тре­нировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательно­го центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В ре­зультате проведения на каждом занятии дыхательной гимнасти­ки повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, под­готовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, И. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого ап­парата, ориентированию в пространстве, учат имитации движе­ний животных. В результате этой работы повышаются показате­ли уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготов­ки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхатель­ных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способ­ствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного ды­хания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и дея­тельности головного мозга. В работе используются оздорови­тельные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонаци­онный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных заняти­ях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили; нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессоз­нательно посылает положительные сигналы внутренним органам. 11риемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность ктом, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека по­зитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхатель­ных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчи­ковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или про­износятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигатель­ные качества, повышают координационные способности паль­цев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальце­вую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на ос­нове устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средства­ми музыки. Речевоемузицирование необходимо, так как музы­кальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкаль­ные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и ко­лористические средства. Кроме того, формирование речи у че­ловека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевоему­зицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоцио­нальной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоро­вительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального со­провождения, которое способствует коррекции психофизиче­ского статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятель­ности. Слушание правильно подобранной музыки повышает им­мунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, го­ловную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, под­нимают после дневного сна под соответствующую музыку, ис­пользуют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и воз­растных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соот­ветствии с этим занятия строю на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагоги­ческой импровизации, варьирующей ход занятия, его содержа­ние и методы. Успех занятий невозможен без совместной дея­тельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама