THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества, являются неотъемлемой частью каждого занятия по ритмике.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, имеют очень большое значение для овладения ребенком контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

ФОНАРИ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Описание. По команде взрослого «Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки в стороны (кисти в кулаках) и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища.

КУЛАЧОК - ЛАДОШКА

Цель.

Оп и сан и е. Дети стоят, руки опущены вниз. По команде взрослого они сжимают кисти рук в кулак и чувствуют напряжение, а затем по команде взрослого раскрывают кулак и расслабляют кисть.

ЗАМОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

Описание. Дети сидят по-турецки на ковре, руки держат перед собой. По команде взрослого «Замочек закрылся» дети с силой сжимают кисти рук, по команде «Замочек открылся» - спокойно опускают руки на колени.

ГУЛЛИВЕР В ГОСТЯХ У ЛИЛИПУТОВ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц ног.

ШТАНГА

Цель.

Описание. Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем - подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. «Бросить штангу» - наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.

РАЛЛИ

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки - «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

СОСУЛЬКА

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело - сосулька «выросла». После команды «Солнышко пригрело, и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

НЕВАЛЯШКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

Описание. В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

НЕЗНАЙКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Описание. Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

ЦВЕТОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, верхнего плечевого пояса, рук, ног, туловища.

Описание. Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».

КУКЛА УСТАЛА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

Описание. Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Более успешному овладению детьми упражнениями, регулирующими мышечный тонус, будет способствовать их выполнение перед зеркалом. Особую важность это условие приобретает при формировании у дошкольников навыков напряжения и расслабления мышц мимической мускулатуры. С детьми можно проводить следующие упражнения.

НАДУЕМ ШАРИК

Цель.

Описание. Надуть щеки и надавить на них руками, почувствовать сопротивление, а затем сдуть щеки.

МЫ УДИВИЛИСЬ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц лба.

Описание. Приподнять надбровные дуги, ощутив напряжение в области лба.

УПРЯМЫЕ БАРАНЫ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

Описание. Нахмурить лоб, как бодающиеся бараны, не поделившие узкий мостик. Обратить внимание детей на ощущение напряжения в области лба.

ПЛАКСА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц век.

Описание. Зажмурить глаза, плотно сомкнув веки, ощутить напряжение в них.

ТИГРЕНОК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Оскалить зубы, с силой сжав их, растянуть губы в широкой улыбке (зубы видны).

СОЛНЫШКО ДРАЗНИТСЯ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

Описание. Высунуть язык, почувствовав напряжение в нем.

При выполнении всех этих упражнений фаза напряжения не должна превышать 5-10 секунд.


Игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 90 г. ТЮМЕНИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЖДАНКО НАДЕЖДА ПАВЛОВНА

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Цель: воспитывать способность произвольно управлять мышечным напряжением; умение реагировать на акцент в музыке и различать двухчастную форму произведения.

«Смелые наездники»

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе. На первую часть музыкального произведения скачут по кругу прямым галопом.

На вторую часть останавливаются и стучат правой ногой с носка перед собой, кивая головой – «лошадки бьют копытом».

На повтор первой части опять скачут по кругу. (Музыка: «Смелый наездник» Шумана)

«Морские камешки»

Дети свободно лежат на спине по всему залу, вытянув руки за головой (изображают морские камешки). Слушают спокойно первую часть музыкального произведения – «камешки в состоянии покоя». На вторую часть дети перекатываются на живот, затем на другой бок и обратно, руки остаются за головой («поднялась буря» и перекатывает морские камешки).

(Музыка: «Море» Н. Римского-Корсакова)

«Плавные руки»

Дети стоят в кругу на большом расстоянии друг от друга. Очень медленно поднимают прямую правую руку, так же медленно опускают (пальцы при поднятии руки опущены вниз, при опускании руки пальцы подняты вверх). Так же медленно поднимают и опускают левую руку. Взгляд сосредоточен на кончиках пальцев.

«Скакать и кружиться»

Дети двигаются по кругу легкими подскоками, руки в свободной позиции (быстрая часть музыкального произведения).

Затем кружатся на полном шаге на месте (медленная часть музыки).

С повторением первой части опять движутся по кругу поскоками. (Музыка: «Этюд» Л. Шитте)

«Кружки и цепочки»

Дети стоят в четырех кружках (по углам зала), взявшись за руки. В каждом кружке назначен ведущий.

На первую часть дети двигаются в кружках поскоками.

На вторую часть музыки каждый ведущий отпускает руку своего соседа справа и ведет свою цепочку детей вдоль стены к соседнему углу (справа), где снова «заворачивает» кружок из цепочки. Таким образом, все кружки перемещаются в другой угол зала.

(Музыка: «Танец» С. Затеплинского)

«Поиграем»

Дети сидят в кругу на полу; ноги сложены по-турецки. На тихую часть музыки ударяют ладонями рук об пол возле себя, на громкую часть выполняют перед собой скользящие хлопки. Когда музыка не звучит, в спокойном темпе передают по кругу какой-нибудь предмет (мяч, куб и т.д.)

С началом звучания музыки игра повторяется.

(Музыка: «Дождливая пора» В. Воронцов

«Игра с флажками»

Дети идут по кругу, энергично размахивая перед собой флажками под громкое звучание спортивного марша.

На тихое звучание этого же марша идут на высоких носках, подняв флажки на вытянутых руках над головой.

(Музыка: «Спортивный марш» А. Пахмутовой)

«Веселая пляска»

Дети стоят в кругу, ребенок-солист в центре, держит в обеих руках по платочку. На первую часть музыки дети весело пляшут, выбрасывая поочередно ноги перед собой. Солист ходит по кругу, выбирая себе «дружка». По окончании первой части музыки он останавливается перед выбранным ребенком и кланяется ему, приглашая в центр круга и дав платочек.

На вторую часть музыки все дети хлопают, а солисты пляшут с платочками, размахивая ими над головой.

(Музыка: «Утушка луговая», р.н.м)

«Игра с бубнами»

Дети стоят по всему залу в шахматном порядке, держа в левой руке бубны. На первую часть музыки ритмично ударяют в бубен правой рукой.

На первую часть берут бубен в правую руку и, встряхивая им над головой, кружатся на дробном шаге.

(Музыка: «Ой, лопнув обруч!» укр.м.)

«Игра с обручами»

Дети стоят парами по всему залу и держатся за обручи двумя руками (один обруч на двоих).

На тихую, плавную часть музыки раскачивают обруч вправо-влево.

На громкую, быструю часть-кружатся, взявшись за обруч правой рукой. По окончании музыки опускают обруч на пол и приседают на корточки возле него. Последовательность частей музыки можно менять.

(Музыка: «Ветер и ветерок» («Лендлер»), Л. Ван Бетховен)

«Игра с ленточками»

Дети, держа в обеих руках ленточки на кольцах, движутся по залу легкими поскоками в разных направлениях (первая часть музыки). На вторую часть опускаются на одно колено и энергично взмахивают ленточками.

(Музыка: «Этюд № 47» К. Черни)

«Пружина»

Дети, сжав руки в кулачках, держат их перед собой (локти согнуты). По команде «Начинаем растягивать пружину» дети с силой разводят руки в стороны, не разжимая кулачков.

По команде «Отпускаем пружину» дети резким движением сводят руки обратно. Это силовое упражнение для рук. Оно требует большого мышечного напряжения.

(Упражнение выполняется без музыкального сопровождения

«Подушка»

Дети ладошками «взбивают» воображаемую подушку со всех сторон. Затем, вытянув руки прямо, чуть вверх и раскрыв пальцы, «кладут ладони на взбитую подушку» и начинают медленно вдавливать мягкую подушку. Педагог делает словесные указания.

«Покрасим забор»

Дети, вытянув руки вперед, вращают пальцами вправо-влево – «разминают малярные кисти». Затем опускают руки вниз и «набирают в ведрах краску на кисть». Начинают красить забор – вытянутые руки вперед движутся вверх (пальцы направлены вниз), затем руки движутся вниз (пальцы направлены вверх).

«Чтобы краска не растекалась», дети проводят вытянутыми вперед руками вправо-влево (пальцы направлены на противоположную сторону).

«Маляры устали и вытирают со лба пот» - проводят тыльной стороной ладони сначала правой, затем левой рукой, при этом с силой бросают руки вниз – отдых.

«Игра с кубиками»

Дети сидят по кругу на стульчиках, держат в руках по одному кубику.

Нужно наклониться и, положив кубик слева от себя, выпрямиться.

Педагог проговаривает слова медленно, отчетливо: «Взяли кубик, положили!» На слова «взяли кубик» дети наклоняются в правую сторону и берут кубик своего соседа справа. Затем выпрямляются и перекладывают кубик в левую руку. На слово «положили» кладут кубик на пол слева от себя, выпрямляются. Задание выполняется четыре раза.

Пробежались! И опять

Начинаем мы играть

Дети занимают любой стульчик, и игра продолжается.

(Упражнение выполняется без музыкального сопровождения)

Нормализация мышечного тонуса является одной из важнейших задач формирования двигательных навыков ребенка. Отклонение от нормального тонуса может быть причиной нарушений двигательной активности ребенка и сказывается на ходе его общего развития.

Пониженный мышечный тонус приводит к снижению психической и двигательной активности ребенка. Повышение тонуса наоборот, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна.

Поэтому ребенка необходимо обучить управлению собственным мышечным тонусом и обучить его приемам расслабления, то есть релаксации.

Для обучения управлению мышечным тонусом и овладения навыками релаксации можно предложить следующие виды упражнений.

«Огонь и лед» – попеременное напряжение и расслабление всего тела. Инструкция: «Огонь!» – дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. Инструкция: «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.


«Тряпичная кукла» – детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструкция: «Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо и т. д.». Упражнение выполняется в произвольном темпе.


«Стираем белье» – дети выполняют интенсивные движения руками, имитируя процесс стирки брюк. Инструкция: дети совершают плавные, широкие движения руками изображая полоскание брюк в проточной воде. После чего брюки необходимо выжать, встряхнуть и развесить.


«Пляж» – детям предлагают представить, что они лежат на теплом песке и загорают. Ласково светит солнышко, веет легкий ветерок. Инструкция: «Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над волной. Прислушайтесь к своему телу. Удобно ли вам? Попробуйте максимально расслабиться».


«Ковер-самолет». Инструкция: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, покачивает, убаюкивает. Усталое тело расслаблено, отдыхает. Далеко внизу проплывают поля, луга, реки, озера. Постепенно ковер-самолет снижается и приземляется в вашей комнате. Потягиваемся, делаем глубокий вдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Упражнения для перераспределения мышечного тонуса

Инструкция: «Передайте по кругу: стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка».


Инструкция: «Выйди и войди: как Пьеро, как Буратино, как Мальвина, как солдат, как Карабас Барабас, как Карлсон, как Бармалей и т. д.».


Инструкция: «Изобразите движение в невесомости – прямое и попятное; движение по горячему песку при палящем солнце; перетягивание каната; движение по каменистой тропинке; по топкому болоту; по мху; по сугробам сквозь метель; изобразить отдых в высокой луговой траве, испытать наслаждение от легкого дуновения ветра».

Инструкция: «Изобразите движения животных. Представьте себя каким-нибудь животным или птицей и воспроизведите движения».

Инструкция: «Изобразите повара; фотографа; художника, парикмахера и т. д.».

Факультет специального образования

Кафедра логопедии

Релаксационные упражнения, используемые в фонопедической работе

Методические материалы подготовлены по материалам диссертации

на соискание академической степени магистра педагогических наук

по специальности 1–03 03 01 Логопедия

Цаппаса Иоанниса Андреа

(Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Баль Н. Н.)

Минск, 2007.

Выработка умений мышечного расслабления и нормализации мышечного тонуса.

На начальном этапе фонопедической работы проводятся релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации. Голос звучит лучше, если во время фонации деятельность мышц синергистов и антагонистов тщательно сбалансирована, что позволяет избежать как гипер-, так и гипотензии мышц. Напряженное положение головы, скованность лицевой мускулатуры влияют на положение гортани и затрудняют таким образом процесс свободного звукообразования.

Обучающиеся должны научиться достигать полного телесного расслабления, регулировать тонус собственного тела, осознанно избавляться от излишнего напряжения. Для этого используются задания на восприятие напряжения в теле и регуляцию тонуса. Всем лицам с нарушениями голоса рекомендуются упражнения, направленные на сознательное расслабление мышц, участвующих и голосообразовании, уменьшение напряжения артикуляционной мускулатуры.

Для тренировки применяются позы : сидя или полулежа в кресле с высокой спинкой, при этом спина опирается на спинку кресла, ноги слегка разведены в коленях, руки лежат вдоль бедер на сиденье кресла ладонями вниз или на бедрах, глаза закрыты. «Поза кучера на дрожках»: сидя на стуле ближе к краю, ноги разведены в коленах и находятся под прямым углом, руки на бедрах, кисти свисают, голова немного опущена вперед, спина округлена, глаза закрыты. Обучающийся концентрируется на названной группе мышц и воспринимает различные ощущения в фазе напряжения и расслабления. По условному сигналу (например, стоп) он максимально напрягает названную группу мышц или ослабляет напряжение, напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для – «стоп» не более 5 секунд. Фаза расслабления должна длиться около 30 секунд. Учитель-логопед вербально поддерживает процесс как в фазе напряжения, так и в фазе расслабления.

Упражнения на напряжение и расслабление каждый группы мышц:

- Руки и кисти:

Сжать одну кисть в кулак – расслабить.

Сжать другую кисть в кулак – расслабить.

Обе кисти сжать в кулак – расслабить.

Обе руки согнуть в лотке и напрячь – расслабить.

вытянуть руки и надавить на предплечья – расслабить.

- Лицо, шея, плечи и верхняя часть спины:

Наморщить лоб – расслабить.

Сморщить нос и плотно сомкнуть глаза – расслабить.

Сжать зубы, широко открыть рот – расслабить.

Язык прижать к небу – расслабить.

Сжать губы – расслабить.

Подбородок прижать к груди – расслабить.

Поднять плечи – расслабить.

- Грудь, живот и нижняя часть спины:

Глубоко вдохнуть, задержать на мгновение дыхание – расслабиться и выдохнуть.

Вытянуть живот – расслабить.

Втянуть живот – расслабить.

- Ноги:

Напрячь бедра – расслабить.

Ступни и пальцы сжать вниз – расслабить.

Ступни потянуть вверх – расслабить. Наслаждаться расслаблением.

Возвращение из состояния расслабления: счет в обратном порядке от 4 до 1, в это время обучающийся должен подвигать сначала ступнями и ногами. Затем кистями и руками, наконец, головой и шеей и открыть глаза.

Для мышц, участвующих в голосообразовании , применяется следующий комплекс релаксационных упражнений (напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для «стоп» - не более 5 секунд; фаза расслабления должна длиться около 30 секунд):

Плотно сжать челюсти, затем раскрыть рот, расслабиться;

Показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу, расслабиться;

Упереться языком в зубы, оттянуть язык назад, как можно дальше, расслабиться;

Напрячь и закруглить губы, произнося «о», расслабиться;

Упражнения с использованием воображения :

Расслабить речевую мускулатуру и вообразить, что вы: громко считаете; тихо считаете; пересказываете алфавит.

Сохраняя речевую мускулатуру расслабленной, вообразите, что вы: три раза громко произносите свое имя; три раза тихо произносите свое имя; три раза громко называете свой адрес; три раза тихо называете свой адрес; три раза громко произносите название своего города; три раза тихо произносите название своего города.

После выполнения каждого из упражнений с использованием воображения необходимо было рассказать, в каких мышцах чествуется напряжение. Упражнения следует повторять до тех пор, пока не исчезнет напряжение мышц, как при вокализации, так и при воображаемом произнесении.

Лица с узелками голосовых складок и хроническим ларингитом пользуются твердой голосовой атакой. При твердой голосовой атаке возникает излишнее напряжение мышц голосового аппарата. Поэтому предлагаются релаксационные упражнения на восприятие чрезмерного напряжения . Это позволяет в дальнейшем осознанно от него избавляться. Данные задания необходимо выполнять дважды с 5-секундным перерывом.

1. Слегка напрячь мышцы шеи на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении этого напряжения.

2. Наморщить лоб, поднять брови на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 с, концентрируя внимание на на ощущении напряжении в них.

5. На 5-10 с сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнутся и показать зубы в течение 5 с. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Втянуть губы дудочкой и дуть в течение 10 с. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним нижним зубам на 10 с, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 с. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и шее.

10. Медленно, аккуратно и тщательно произнести буквы алфавита от А до Ж с напряжением в языке, губах, челюстях, глотке, грудной клетке. Отметить, что при расслаблении напряжение исчезает.

11. Снова произнести буквы алфавита от А до Ж, но уже небрежно и вполголоса. Отметить, что напряжение возникает в тех же областях, но в гораздо меньшей степени.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы мышечные системы, не задействованные в конкретных упражнениях, оставались расслабленными.

Расслабление артикуляционного аппарата проводиться на фоне общей предварительной релаксации. Целью данных упражнений является сознательное расслабление мышц, участвующих в голосообразовании, устранение напряжения артикуляционной мускулатуры. В процессе выполнения упражнений необходимо добиваться, чтобы наружные мышцы гортани были как можно более расслаблены, так как основную работу должны выполнять внутренние мышцы гортани. Примерный комплекс упражнений для артикуляционной мускулатуры:

- Для языка, щек, губ:

Слегка приоткрытые губы округлить и вытянуть вперед, затем растянуть их. Смена темпа.

Чередовать неплотно закрытые губы и напряженный, растянутый рот. Упражнение вначале выполняется медленно, затем темп увеличивается.

Сжать губы, зафиксировать позицию на мгновение, затем снять напряжение.

«Дрожание губ». Губы, уголки рта не напряжены. На выдохе привести губы к «дрожанию».

Изнутри разглаживать языком, с сильным нажимом, щеки и губы.

Использовать известные упражнение для усиления подвижности языка.

- Для мускулатуры челюсти:

Губы расслаблены, рот приоткрыт. Массировать кончиками пальцев суставы челюсти, расслабить небольшими круговыми движениями мускулатуру.

Массировать руками щеки, спускаясь от висков.

Расслабить нижнюю челюсть, рот приоткрыт, язык расслаблен.

Приоткрыть рот, поступить нижнюю челюсть и двигать ею вправо – влево, вперед – назад.

Нижняя челюсть совершает круговые движения вначале по горизонтали, затем по вертикали.

При закрытом рте «обследовать» кончиком языка ротовую полость.

Дотронуться кончиком языка до зубов вначале при открытом, затем закрытом рте.

Попытаться положить расслабленный язык на «дно» полости рта, рот при этом приоткрыт.

Для контроля выполнения движений использовать зеркало. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.

Массаж лица:

Исходное положение – сидя свободно на табурете, ноги на ширине плеч. Потянуть мускулатуру лица через гримасы, расслабить лицо.

Положить средний и указательный пальцы, сложенные буквой «V», на губы и поглаживать рот.

Положить подбородок между сложенными «V» пальцами: кончики пальцев касаются в центре.

Небольшим нажатием поглаживать пальцами нижнюю челюсть с двух сторон вдоль направления ушей.

Положить кончики пальцев на переносицу и помассажировать с обеих сторон от щек до ушей.

Положить сложенные буквой «V» пальцы на глаза: кончики пальцев не касаются друг друга. Помассажировать небольшим нажатием виски.

Начиная ото лба, по голове и до затылка массажировать эти участки рукой. Отдых.

Развитие чувствительности и способности снимать напряжение помогает достичь сбалансированного мышечного тонуса, что подготавливает к проведению дыхательный и голосовых упражнений.

Уменьшение мышечного напряжения в результате подобных занятий способствует улучшению тембра голоса и является необходимой базой для дальнейшей тренировки голосового аппарата.

Литература

1. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996. – 367с.

2. Аникеева З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов. – Кишинев: Штинца, 1985. – 174 с.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама