THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Обычный российский охотник рассказал о, казалось бы, ничем не примечательном (в плане какой-то загадочности) случае, который некогда произошел с ним и его товарищами. Наш соотечественник отправился тогда вместе с тремя друзьями на промысел в лес. Охотники забрели к вечеру в глухую чащу и остались, как назло, без спичек. Мобильных телефонов и спутниковой навигации в те времена еще не существовало.

Была холодная поздняя осень, погода успела испортиться, и заблудившиеся бедолаги стали с наступлением темноты замерзать. Неожиданно впереди показалась заброшенная сторожка – весьма убогая, с одной лишь дверью и совсем без окон. Наши герои зашли внутрь и обнаружили там лишь стол с лавкой посередине. Никаких запасов продовольствия в этой хижине не оказалось. Тем не менее, охотники были рады и такой находке – хотя бы дождь на голову не льет и ветер не продувает до костей.

Однако прикорнуть в сторожке не удалось. Без огня внутри было настолько холодно, что товарищи вскоре и здесь стали буквально околевать. Чтобы хоть как-то согреться, можно было только двигаться, однако в хижине стояла кромешная тьма. Тогда один из спутников придумал бегать по темному помещению своеобразной эстафетой. Четыре охотника встали по углам помещения и стали быстро перемещаться вдоль стен по часовой стрелке, толкая (выталкивая из угла) друг друга.

Бежишь в соседний угол, толкаешь приятеля, становишься на его место и ждешь, пока толкнут тебя, чтобы бежать дальше. Всю ночь так носились, измучились, однако, как и задумывалось, не замерзли до смерти. Когда забрезжил рассвет, покинули свою стоянку и принялись искать выход из леса. В итоге все-таки спаслись. Рассказчик очень гордился находчивостью своей компании, которая спасла ему и его товарищам жизни.

Однако внимательный слушатель, которому была поведана эта история, оказался не столько впечатлен ею, сколько озадачен. Задумавшись, он произнес:

Что-то в этом рассказе не сходится. Вас было четверо, и углов в сторожке тоже было четыре, верно? Вы по очереди бегали из одного угла в другой, толкая друг друга. То есть один из вас постоянно бежал, и один угол всегда оставался пустым. Чтобы каждый из вас мог всякий раз толкать другого, вас должно было быть пятеро – четыре стоят в углах, а один бежит!

Рассказчик, который прекрасно помнил эту «эстафету» в темноте и не видел в ней прежде никаких логических противоречий, нахмурился. Подсчитав все в уме, он побледнел. Действительно: если товарищи по очереди бегали по сторожке и всякий раз толкали друг друга в каждом углу, значит среди них, оказывается, был кто-то пятый! Так охотники и жили все эти годы, даже не подозревая, что соприкоснулись тогда в лесной избушке с чем-то пугающим, потенциально необъяснимым и опасным…

Рисунок Валерии Дашиевой

По следам снежного человека и женщины-дьяволицы

С древних времён сартуулы занимались и продолжают заниматься охотой. Скалистые горы Джидинского района изобилуют дикими животными, поэтому, согласно пословице «Счастье мужчины в горах», представители сильного пола, возвращаясь из тайги, говорят: «Хорошо мы развлеклись, отдохнули».

В случае большой добычи устраивался весёлый праздник, на котором разбивали трубчатую кость, жарили печень, рассказывали истории, многие из которых впоследствии становились охотничьими байками. Земляки, хорошо зная друг друга, частенько приукрашивали события и добавляли от себя. Известно, что многие не верят рассказам охотников. Однако в любом месте и во все времена находилось много желающих послушать охотничьи байки. Некоторые из них записала заслуженный работник культуры Бурятии и России, народный поэт Бурятии Санджэ-Сурун (Галина) Раднаева.

Джидинский снежный человек

Сын Нимажапа Дымчикова, работавшего тогда директором госпромхоза, Болот, охотясь, обнаружил следы странного существа. - С тех пор как увидел те следы, со мной постоянно случаются разные напасти. То ногу сломаю ни с того ни с сего, то что-либо другое... Не могу войти в нормальную колею, - сказал он мне.

Я тоже однажды на охоте в самой восточной части Зангаты перед закатом солнца увидел небольшого медведя и стал его преследовать. Пройдя метров 500 - 600, вдруг увидел перешагивающее через валежину существо, которое удалилось. Недавно выпал снежок, и я ясно различил след. Я был в резиновых сапогах 43-го размера. Сравнив следы, я прикинул, что тот след был примерно 41-го размера. Вдруг мне стало не по себе, я развернулся и направился в сторону своего зимовья. Мне всё казалось, что как будто кто-тоидёт сзади, или это казалось со страху (хотя я не из пугливых)...

Белую свою собаку я пытался направить так, чтобы она находилась сзади меня, но ничего не добился: собака всегда забегала вперёд меня. Так, покрикивая на собаку, дошёл я до ночлега. Сварил суп, поужинал, покормил собаку. Вдруг собака залаяла, от страха выпуская струйки мочи. Удивившись, я открыл дверь, а собака от страха забежала внутрь, перепрыгнула через огонь и стукнулась об стену так, что ее оглушило. Я укрепил дверь тем, что попалось под руку, зарядил ружьё (неважнецкое было, правда), пододвинул под руку топор и сел. До рассвета далеко…

Вдруг снаружи послышался неприятный звук (сколько ни бродил по лесу, такого звука не слышал). Будь что будет, подумал я, приоткрыл дверь и начал палить в ту сторону, откуда доносился звук. Звук прекратился, а мы с собакой еле дождались утра, я и не ложился. Спозаранку я поймал коня, взял его за повод и зашагал с собакой в сторону дома. Дошли до речки Хундэлэн, она шириной не больше метра, а лошадь вдруг упала в воду. Любое существо, упавшее в воду, поднимает голову вверх, а тут конь голову из воды не вытаскивает...

Я подтянул лошадиную морду за уздцы, привязал к дереву и побежал за помощью, забыв даже снять с лошади седло. Пробежав два-три километра, оказался в зимовье - в местности Хундэлэн охотятся ичётуйские. Там оказался один молодой парень. На его коне мы прискакали на то место, но лошадь моя уже издыхала. Парень предложил прирезать коня, но я остерёгся пускать кровь в речку. Снял с коня уздечку, и он тут же ушёл под воду. Спрятал в лесу седло и пошёл, потом и ружьё повесил на дерево в укромном месте, дошёл пешком до Гэгэтуя.
Суток через двое после того я сильно заболел.

Через несколько лет прославленный охотник Гармаев Лубсан-Еши охотился в тех местах. Поздно вернувшись на стоянку, поужинал и начал готовиться ко сну. Вдруг его собака Барс сильно залаяла. Лубсан-Еши взял ружье, вышел и направился в ту сторону, куда рвалась собака - на восток.

И вдруг увидел человекоподобное существо, все заросшее волосами (шерстью), с остроконечной головой. Охотник испугался, сам не помнил, как очутился в зимовьюшке. Ни ружья, ни куртки, ни шапки с рукавицами не было.

Несколько дней охотник ходил не моргая, с торчащими вверх волосами - до того был испуган. После того случая сильно заболел. Сейчас я думаю, что существо обладало сильным гипнозом. Или это был снежный человек?

Записано со слов Чагдурова Ринчин-Доржи Доржиевича.

С бурятского на русский перевел С. Балсанов.

Женщина-дьявол в темных одеждах

Когда я была молоденькой невесткой, любила слушать разговоры пожилых людей - деда моего мужа Жанцана и других. Их рассказы были похожи на сказки, они были удивительны и вызывали интерес

Вот один из рассказов. В былые годы жил один очень меткий охотник (он был представитель седьмого колена моего мужа). Однажды он охотился на Гунзане и услышал за спиной какой-то шорох, будто с горы скатывается что-то огромное, он, не глядя, из подмышек выстрелил назад. Услышав шум падения чего-то большого, сильно испугался и, не оборачиваясь, убежал в другую сторону.

Через некоторое время, успокоившись, вернулся на то место. Увидел, что лежит огромный змей, голова которого была размером с жеребёнка. А вокруг листва деревьев вся пожелтела. Есть правило, согласно которому охотник должен попробовать мясо убитого зверя. Охотник отрезал кусочек мяса убитого змея и попробовал. «Нет жёстче мяса, чем мясо змеи», - говорил он впоследствии.

Услышав разговоры об этом охотнике, я замечала: «Ведь это же сказка, на самом деле такого не было?». «Нет, нет, всё правда!» - утверждали пожилые. Говорили, тот охотник отрубил себе палец за то, что в осеннюю пору шуршал сеном, соломой и вспугивал зверей. Идя на охоту, он не брал с собой никаких продуктов, кроме туеска с топлёным маслом.

Однажды охотник собирался переночевать в лесу. Развёл костёр, вскипятил чай. Вдруг появилась женщина в чёрной одежде и спросила охотника: «Как тебя зовут?». «Меня зовут Я сам», - ответил охотник. Охотник был умный человек и потому заподозрил неладное (разве нормальная женщина будет шататься ночью по лесу?), он велел женщине сходить за водой. Она взяла поданный ей берестяной сосуд и пошла за водой.

Охотник в это время свернул свой дэгэл, чтобы приняли за спящего человека, а сам с ружьём спрятался за деревом. Женщины не было долго. Когда пришла, прикрыв рот рукавом, долго всматривалась в «спящего человека». Потом превратилась в птицу с длинным клювом и собралась клюнуть в спящего. Как только птица приподняла крылья, охотник выстрелил в грудь. Птица с криком свалилась.

На крик прибежала разная нечисть (духи, черти и т.п.) и стала спрашивать ее: «Кто это сделал?». «Я сам! Я сам!» - назвала птица имя охотника. «Ну, если сам, то что мы сделаем?» - сказали твари и исчезли.

Охотник провёл ночь, сидя у костра. Когда стало светать, обнаружил большой, длинный, золотой клюв птицы. Охотник взял клюв, сразу вернулся домой и отправился в дацан. «Это очень плохо. Надвигается беда. Надо увезти и сдать этот клюв в другой дацан в местности Жуу», - сказали ему.

Три месяца добирался до Жуу охотник. Сдал в дацан клюв. Настоятель того дацана знал, кто к ним направляется, и распорядился: «Из далёких мест идет к нам человек с золотым клювом. Надо его встретить, накормить, дать отдохнуть». Охотник менял в пути лошадей, которые ему давали монголы. Когда добрался до Жуу, его встречали люди в дацане. Двери дацана были распахнуты (а охотник в пути беспокоился, как он обнаружит и откроет нужные двери).

Путника накормили, дали отдохнуть, затем повели к настоятелю дацана. Тот сказал: «Вы одолели очень сильного врага. Этот сильный шолмос (чёрт, дьявол) принёс бы немалые бедствия народу». Потом в подарок охотнику дали книгу «Алтан гэрэл» («Золотой свет»), написанную золотыми буквами.

Ему сказали, что книгу ту нельзя держать ниже уровня пояса. На обратном пути охотник всё время держал книгу у груди. Когда руки у него устали (да и спать надо было), он прикрепил книгу на голову, привязав поводьями. Ехал очень долго, и поводья натерли ему шею до ран, шрамов. И вправду книга «Алтан гэрэл» находилась в этой семье, когда я пришла к ним невесткой.

Дед умер в 87 лет. После него книга была в распоряжении его супруги. Кто-то попросил эту книгу почитать, да так и не вернул. Она должна быть в какой-то из семей Гэгэтуя.

Рассказ записан со слов Бадмажаповой Любови Дамдиновны.

С бурятского на русский язык перевел С. Балсанов.

Слышал я эту историю пару лет назад в деревне. Трое друзей-охотников поехали в лес на открытие охотничьего сезона, взяли ружъя, выпивку, собак и многое другое, загрузили УАЗы и отправились в путь. Дорога была недолгой, благо в наших краях тайга под боком. Приехали на делянку, затопили баню, приготовили поесть. Вот сели, покушали и айда мытся, в предбаннике столик, по 100 грамм, и опять париться. Моются, моются, тут – стук в окно, глядь – а там никого. Ну, думают, почудилось. Опять парятся, опять стук в дверь, собаки, вроде, на привязи, ну пошли они, дверь открыли и видят – возле бани следы непонятные, а все охотники бывалые, но таких следов не видали отродясь. И вдруг, в кустах, такое противное хихиканье. Ну, мужики подумали, градус в голову ударил, надо столик-то сворачивать и в дом перебираться. На том и порешили. Сидят дома, ружъя готовят, слышат – собаки заскулили, и топот, и в бане дверь – хлоп! Ну они опешили, вышли, а дверь заперта, в окно, а там спиной к ним девка плескается, низкая, не казистая, и лицом как повернётся… Ну, мужики в дом собак загнали, двери закрыли. А лицо-то было страшное, глаза навыкат, нос крючком и рот – прям бездна с острыми иглами, и когтища. Смеркалось, ну что делать? Дверь на засов, 1 печь топит, 1 кушать на гарелке делает, другой с ружъём сидит. Печь разгорелась, и тут-то стук по дымоходу, и визг из трубы, и, будто кто-то обратно покарабкался, мужики опешили!! Наступает поздняя ночь, и стук в дверь, и голос: “Отпирай, давай знакомиться!”- да такой противный, страшный!! Мужики: “А вы кто?”, а им в ответ:”Хозяева!” Ну, один додумался перекреститься, углы перекрестить и соль у окна и двери посыпал. И кричит: “Уходи, нечистая!!” Потом дом ходуном заходил, кто-то матом вокруг орал, бегал, грохотал, злобно ржал и всякое такое, собаки в угол забились, мужики белее мела. Под утро окно вылетает, и перед ними существо на копытах, страшное, стоит, смотрит и говорит: “Всех вас погублю, слышите, всех!!” Стоит, а за соль не заходит, тут время к утру, и он просто испарился, шум утих, и, вроде, тихо… Они сумки в руки, собак – и драпом до машин, и домой. Вокруг дома всё было утоптанно, как будто табун лошадей прошел. Ну, потом на эту делянку никто не ездил, поросла она вся, дурная слава о ней ходила… А один из мужиков через пару лет тож в том районе охотился, и друзья выстрел услышали, прибежали, а он застрелился, но вот странно, что из 2-хи вертикалки в рот, а у тела как будто следы копыт были…
PS.Судите сами верить или нет, за грамотность извиняюсь, да я и не заморачиваюсь, чтоб грамотно писать, пишу, как говорю, кто хочет – тот поймёт.

РИГ сайт Среди удивительных историй охотничьи байки, реальные и вымышленные, занимают особое место…

Один юноша - той осенью он как раз перешел в 11-й класс - с друзьями пошел на утиную охоту. Они бродили по ближним болотистым местам. На одном озере долго сидеть не хотелось. Заночевали в шалаше у знакомых рыбаков и рано поутру, выпив горячего чаю, снова отправились стрелять уток. Чтобы не мешать друг другу, разбрелись в разные стороны. Герой рассказа, юноша-школьник, добыв трех уток, решил, что день, кажется, выдался удачным, и направился в сторону одного заброшенного коровника, за которым в местности Дедушкин алаас было небольшое озерцо, где могли быть утки. Но когда он подошел к озеру, не увидел ни одной летающей и плавающей живности. Только возле заброшенного хотона*, к своему немалому удивлению, увидел какого-то старика.

Парень решил узнать, кто это там ходит, и пошел в ту сторону. Но старик вдруг, как будто убегая от него, шмыг в коровник. «Эй, ты кто? Что тут делаешь?» - крикнул парень. Старик вышел из коровника и как ни в чем не бывало стал с ним разговаривать. Спросил, чей он сын и сколько добыл уток. Оказалось, что он знает его родителей. Постояли, поговорили, парень подарил старику самую крупную утку, попрощались. Старик сказал, что остается на этом месте и что, возможно, встретятся через три года.

«Приходи еще в эти места, я тут буду», - промолвил старик и снова шмыг в пустой хотон. Парень удивился про себя: мол, что можно делать в заброшенном хотоне? Но почему-то ничего не сказал и пошел в сторону шалаша к товарищам. По дороге удача снова не оставила его, так что к шалашу он пришел, к великому изумлению товарищей, более взрослых охотников, с четырнадцатью утками в мешке. Он рассказал им о встрече со странным неизвестным стариком, но охотники только удивленно переглянулись: никто из них никогда не слышал ни о каком старике, живущем поблизости. И только дома его старый дед, услышав рассказ внука, подумал про себя, что, скорей всего, мальчик видел самого Байанайа - покровителя охотников и рыболовов. Значит, быть ему удачливым охотником.

Однажды двое охотников долго блуждали по лесу и, сильно устав, стали искать ночлег. После долгих поисков, уже совсем отчаявшись, набрели на старую заброшенную избушку-балаган. Уставшие люди очень обрадовались, что не придется заночевать под открытым небом в холодную осеннюю ночь. Быстренько нарубив дров, затопили печку-камелек, которая, к их счастью, была цела и вскоре бойко затрещала дровами. Маленькая избушка быстро нагрелась. Охотники приготовили нехитрый ужин, и старший из мужчин, вытащив бутылку разведенного спирта, угостил хозяина огня, пробормотал заклинание. За ужином и сами выпили с устатку.

Выпив, мужчины разговорились и еще долго сидели возле догорающего камелька. Вскоре у старшего стали смыкаться веки, он лег на ближайшие к камельку нары и сразу заснул крепким сном. Его напарник, убрав остатки ужина, вышел по нужде на улицу. Стояла темная осенняя ночь, про которую говорят: хоть глаза выколи. Охотник, справив нужду, направился в сторону избушки, как вдруг услышал за спиной чье-то покашливание. Он сильно испугался и бросился к жилью, заскочил и сразу захлопнул дверь. Товарищ его спал и даже похрапывал. Он не стал будить его, оглянувшись, нашел длинную палку и припер дверь изнутри. После этого улегся на соседние нары и стал засыпать.

В середине ночи вдруг проснулся от того, что кто-то, вздыхая, ходил вокруг балагана, затем, подойдя к двери, подергал закрытые двери. Двери не поддались, и этот неизвестный, что-то бормоча поднос, наконец стал удаляться в сторону леса. Старый охотник тоже проснулся и лежал затаив дыхание. Когда шаги затихли, он сел на нары и чуть слышно пробормотал: кажется, все сделали, как надо, покормили духа огня, что, мол, они упустили? В ту ночь незадачливые охотники так и не смогли заснуть, лежали, прислушиваясь к малейшему шороху за стенами, и, как только начало светать, собрав свои вещи, убрались подальше от этих мест. Под вечер добрались до заимки одного знакомого охотника. Тот, старожил этих мест, и рассказал им историю заброшенного етеха*.

Когда давно, еще в позапрошлом веке, в этом наслеге распространилась страшная и очень заразная кожная болезнь, которую якуты даже боялись поминать всуе - аран. Человек постепенно весь покрывался сочащимися гноем и смердящими язвами, терял ноги-руки и умирал в страшных мучениях, отвергнутый и изгнанный соплеменниками, которые боялись даже близко подходить к заболевшим и отселяли их подальше в тайгу. Одну такую заболевшую семью с двумя сыновьями отселили в глухую тайгу.

Делать нечего, те безропотно подчинились приказу соплеменников, хотя знали, что их ждет мучительная смерть если не от болезни, то от голода. Какое-то время они еще держатся при помощи старых запасов, но затем еда заканчивается. Отец семейства пробует охотиться, но какой из него, больного человека, добытчик? Он первым, надорвавшись на охоте, отдает богу душу. Вслед за отцом умирает старший сын - пятнадцатилетний подросток.

Бедная женщина, оставшись в глухом лесу одна с десятилетним ребенком, впадает в отчаяние. Из деревни никто не приходит и не приносит продуктов. Чем так мучиться, лучше сразу помереть, думает несчастная женщина и, убив спящего сына ножом, сама же его хоронит. После этого вешается на дереве рядом со свежевырытой могилкой своего ребенка. Через некоторое время родственники этой семьи все решили проведать их. Обнаружив их бренные останки, по-человечески их погребли, а юрту подожгли. Уже в другом веке в этих местах какой-то охотник построил избушку, ведь находящиеся неподалеку озеро и лес были полны непуганой дичи и рыбы.

Останавливающиеся на ночлег охотники нередко тоже слышали шаги, вздохи и стоны умерших от страшной болезни и голода людей. В этот раз, как думает рассказчик, скорей всего, приходила неприкаянная душа несчастной женщины-матери, на долю которой выпала самая страшная участь - потерять всех своих близких.

Этот случай произошел уже совсем недавно, несколько лет назад. Несколько мужчин из одного крупного поселка поехали на Север поохотиться на диких оленей. Это было в конце октября, уже начались морозы. Возле одной небольшой речушки увидели многочисленные следы зверей и решили сначала устроиться на ночлег в находящейся поблизости охотничьей избушке.

Когда подъехали туда, уже завечерело, стало темно. Так что не стали блуждать в поисках дров, тем более, что в тундровой зоне с этим проблема, срубили первое же попавшееся, росшее возле дороги старое дерево, нарубили из него дров и затопили печку. После плотного ужина сразу улеглись спать, один из охотников решил подкинуть еще дров и вдруг увидел на одном полене обрывки каких-то нитей, тряпок, удивился и отложил в сторону, решив, что утром хорошенько рассмотрит, что бы это значило.

Ночью ему приснился страшный сон: он увидел, как посередине избушки откуда ни возьмись появился представительный пожилой мужчина, с ног до головы одетый в одежду из оленьих шкур. Незнакомец, вперив горящий взгляд на него, грозным голосом сказал: «Вы срубили мое священное жертвенное дерево, росшее в дверях моего аартыка*! Буди своих людей, и убирайтесь отсюда подобру-поздорову!»

Мужчина от испуга проснулся и увидел, что стена избушки за железной печкой уже объята бушующим пламенем. Он растолкал своих товарищей, те, кто в чем, успев схватить, что под руку подвернулось, выскочили на улицу. Только вышли - и за ними обвалился потолок. Напуганные происшествием, незадачливые охотники отправились в ту же ночь восвояси домой. С тех пор в эти места они, как говорится, ни ногой. Раз дух местности на них прогневался, делать там нечего - не видать удачной охоты как собственных ушей!

*Етех - заброшенная усадьба, жилье.

*Хотон - коровник.

*Аран - лепра, проказа.

*Аартык - дорога, проход.

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА,

Деревенька, в которой живет Ольгина бабка, затеряна в тайге и считается классической глухоманью - центральная улица, вдоль нее дома, в конце - администрация и магазин. Фельдшерско-акушерский пункт, полиция, школа и прочие блага цивилизации находятся в соседнем, более крупном населенном пункте.

Сама бабуля Алевтина Егоровна - сухонькая старушенция с въедливым взглядом, ехидной улыбкой и темпераментом бешеной белки. Гостила Ольга у нее в августе 2009 года. Приезжала погулять по тайге, собрать ягод и грибов, отдохнуть от городской суеты.

В первый же день визита Ольга взялась расспрашивать Алевтину Егоровну об окружающих краях. Интересовало все - наличие в окрестной тайге болот, медведей и различных мест, куда можно сходить в поход. Бабулька охотно рассказала все, что знала, только остерегла за версту не подходить к так называемому Лунному склону - оказалось, это болотистое местечко на юге от деревни. Почему склон - не спрашивайте, по словам Ольги - болото, как болото.

В тайге вешки есть, если увидишь, сразу сворачивай в другую сторону, а лучше пригласи с собой соседского Гришку, ему 17 лет и он тут каждую кочку знает. Компания тебе будет, - убеждала бабушка.

За несколько часов Ольге с великим трудом удалось выпытать у бабушки историю Лунного склона. Та не хотела рассказывать, потому что свято верила, что такие рассказы притягивают неприятности.

Ладно, расскажу, но ночью спать точно не будешь…

Говорят, в 50-е годы прошлого века жил в тогда еще вполне процветающей таежной деревне старый ветеринар Мирон. Дед был «Айболитом» от Бога - лечил и животных, и птицу. Причем хворь и боль зверя чувствовал нутром, иногда даже просто в гости заходил, как бы случайно, но не зря. За это подарили люди деду серебряный медальон в виде головы волка, который он с гордостью носил, не снимая. Вот это его чутье и сыграло в следующей истории главнейшую роль, а медальон заставил Ольгу (ну и меня заодно) почти полностью в нее поверить.

В ту пору дороги до деревни были вполне еще годные, и туда нередко приезжали разные люди, как из города, так и из других районов на таежный промысел. Болота были (как и сейчас) богаты клюквой, леса - грибами. Ну, а для охотников там вообще был рай. И вот как-то раз появилась в деревне компания из пяти молодых людей. Местным они сказали, что приехали за клюквой, и в этом ничего подозрительного не было - сезон в разгаре. Им и посоветовали сходить на болото с названием Красный склон - самое ягодное место в округе, да и забыли про заезжих ребят, мало ли их тут таких? А вот у Мирона из головы они никак не выходили, чувствовал дед что-то этакое. Кроме того, как он подметил, за клюквой они собрались на ночь глядя, а не пораньше утром, как все приличные люди. С чего бы это, а? Взял Мирон ружье и потопал хоть издали присмотреть за компанией на Красный склон. Они ведь туда собирались?

В тайге темнеет быстро. Раз - и сгустились тени, и пополз по земле мрак и сырой холод, два - и уже только пламя костра слегка рассеивает густой мрак, заставляя стволы сосен мерцать красноватым светом.

Сердце деда билось часто-часто, ноги гудели и ныли, давно пора было сделать привал. Но тревога и то самое предчувствие все-таки заставляли шагать вперед. Внезапно, так и не дойдя до Красного склона, Мирон услышал отчаянный крик животного. «Волчонок вопит от боли и ужаса!» - определил ветеринар, ведь и диких зверей он за свою жизнь немало вылечил. Дед, забыв о боли в ногах, припустил бегом и, выскочив с ходу на полянку, увидел такую картину.

Приезжие «ягодники» все были пьяны и только что расправились с волчицей и волчатами. С волчицы была наполовину содрана шкура, один волчонок лежал с распоротым брюхом, у второго была отрезана пушистая голова, а третьего один из пьяных живодеров держал за заднюю лапу с ножом на изготовку. Мирон выстрелил в воздух. Изверг выронил маленькую жертву, но израненный малыш даже отползти от своего мучителя не смог.

Смотри, дед, как мы с одними только ножами поохотились! - живо похвастался один из компании.

Старый ветеринар в несколько больших шагов подскочил к живодерам, схватил выжившего волчонка и сунул за пазуху. Что он при этом орал, дед сам не помнил. Внезапно он понял, что компания его окружила.

Ты, старый козел, добычу-то отдай. Не твое, а то самого тебя здесь и того, - пригрозили приезжие.

Увидев направленные в свою сторону ножи, Мирон перехватил ружье:

Попробуйте…

Один из живодеров замахнулся на него своим оружием, и дед, надеясь припугнуть нападавшего, еще раз рванул курок, но услышал только сухой щелчок. Однако небольшая заминка позволила ему вырваться из кольца врагов, и дед припустил к Красному склону, надеясь спрятаться на болотах. Пьяная компания ринулась за ним.

Мирон бежал, чувствуя, что сердце вот-вот выскочит из груди, окровавленное, дрожащее тельце волчонка стало казаться неимоверно тяжелым, а голоса преследователей раздавались все ближе. Деда спасало только то, что они были пьяны.

До Красного склона он таки добрался, когда чей-то нож угодил ему между лопаток.

Тело Мирона нашли два дня спустя, в одном из болот на Красном склоне. Соседи пришли за ягодой и увидели убитого ветеринара, который крепко прижимал к груди мертвого истерзанного волчонка, но достать их не смогли. Как только люди попытались до них добраться, болото «вздохнуло», и тела скрылись в трясине. Ни похорон, ни церковного обряда (в те-то годы!). Так старик и сгинул.

После этого с Красным склоном случилось нечто необъяснимое. За сутки болото настолько поднялось, что исчезли почти все тропки. Глянешь мельком, и словно везде вода. А ночью в лунном свете место стало выглядеть, будто залитое серебром. Так некогда Красный склон стал Лунным склоном. Но и это еще не все.

Через неделю из леса прибежал один мужчина из той самой компании. Он был ободран, обезвожен и явно повредился рассудком. Требовал то милицию, то попа, то просил его спрятать куда-нибудь. На вопросы обескураженных сельчан отвечать отказывался, только ножом размахивал и делал дикие глаза. Пришлось местному кузнецу огреть его пудовым кулачищем по голове и связать до приезда врача. Приехавший из соседнего села фельдшер вколол невменяемому лошадиную дозу успокоительного препарата и услышал после этого престранную историю, после чего передал пациента милиции, откуда его в свою очередь после небольшого разбирательства переправили в психбольницу.

Мужчина суетливо рассказал о том, как они с друзьями, набравшись на природе «в дупель», устроили травлю волчице с волчатами, как на них напал старик с ружьем, от которого они едва ножами отбились. Ну а потом случилось нечто жуткое. На следующий день они направились на Красный склон за клюквой, но не нашли ни одной тропки, все вели в такую топь, что приходилось поворачивать назад. В итоге до вечера только намотались, а ягод набрали всего ничего. Собрались возвращаться и поняли, что случилась беда - заблудились они на болоте. Вроде как пропал обратный путь. Приятели запаниковали. Кое-как нашли небольшой островок и решили на нем дождаться рассвета. Но на болоте темнело, а островок уменьшался. Один из мужчин от страха начал громко молиться. В этот момент над болотом повис жуткий волчий вой. Окаменевшие от ужаса мужчины вдруг увидели приближающуюся к ним высокую фигуру с ружьем, рядом с которой сгустились тени волчицы и трех волчат. В этот момент мертвый ветеринар направил ружье на пятерку своих убийц и спустил крючок. Двое из них сразу умерли от страха, беззвучно упав в трясину. Остальные трое с воплями рванули куда глядят глаза. Рассказчик быстро потерял приятелей из виду, он слышал за спиной пронзительный волчий вой и рычание. Что-то чудовищное гнало его в самые топи. Внезапно он споткнулся и упал. Перед тем, как потерять сознание, он увидел над собой жуткие желтые глаза.

Мужчина не помнил, сколько блуждал по болоту без пищи и воды, не помнил, почему не утонул, не помнил, как вышел на тропу. Помнил только высокого мертвеца с волками. Даже когда он вышел на тропу, его преследовал жуткий волчий вой: «Вы разве не слышите? Вот сейчас прямо? А вон и старик в окно глядит мертвыми глазами?..»

После этой истории на Лунный склон ходить перестали, тем более он стал практически непроходимым. Вскоре о болоте пошла дурная слава - там стали пропадать как приезжие, так и местные жители. Причем те, кто туда забредал и возвращался невредимым, частенько рассказывали о том, что видели в топях силуэт высокого старика, или что на них из темноты смотрели страшные, горящие золотом глаза. Кто им верил, кто - нет, но, в конце концов, сельские мужики собрались и отгородили жуткое место вешками.

После этого рассказа Ольгу всю ночь мучили кошмары - и дед снился, и волки.

Но пришло утро, выглянуло солнышко, заблестели капельки росы и страх пропал. И, конечно, первым делом Ольга потопала, захватив Гришку, смотреть легендарный Лунный склон. Девушка изнывала от любопытства, Гришка - от желания произвести на нее впечатление.

Страшно Ольге стало уже возле вешек. Болота еще видно не было, но тайга вокруг сгустилась и стала холодной и недружелюбной. Потянуло сыростью. Однако любопытство оказалось сильнее страха.

Метров через пятьдесят под ногами захлюпало и деревья как-то резко разошлись, явив Оле и Грише легендарное место. Лунный склон был прекрасен. Зеленый, бурый, салатовый мох, вдалеке серебристые лужицы воды, кустики самой настоящей спелой клюквы. Гришка только ахнул от удивления, мол, говорили, ягод здесь больше нет. Страх сразу испарился, и они начали собирать спелые ягоды. В таком прекрасном месте ведь не может быть ничего плохого, правда? Еще они от души попрыгали и повалялись на упругом мху. Здравомыслие к Ольге вернулось через несколько часов - она вдруг заметила, как Гришка зябко поежился, и что солнце уже садится за лесом. И тут же страх обрушился с новой силой. Стараясь не подать виду, Ольга позвала парня, мол, поздно, домой пора, и заметила, как тот сразу спал с лица. Оказалось, что они довольно далеко зашли в болото, он здесь никогда не был и не знает, куда теперь идти. Ребята постарались успокоиться, поскольку рассчитывать с этого момента можно было только на себя. В итоге они побрели, как им показалось, назад. Но тропка все не появлялась. Тогда и стало по-настоящему страшно. Решили поорать, может, кто-нибудь все-таки услышит и не бросит в беде. Орали до хрипоты, а сумерки все сгущались. Внезапно Гришка разглядел в противоположном направлении вроде как свет от фонарика. Ребята, спотыкаясь и падая, побежали на свет, вопя, чтобы человек не уходил. Гришка сказал Ольге, что это охотник - у него ружье и собака рядом бегает. Причем человек, скорее всего, не местный - деревенских сюда на пушечный выстрел не затащишь, а этот отозвался. Охотник остановился и помахал рукой, мол, подожду. И горе-путешественники припустили за ним, хлюпая сапогами. Видно было, что человек торопится выйти из болота, ну а они, понятное дело, были этому только рады. В итоге минут через двадцать Оля и Гриша выбрались на тропу, удивляясь, как вообще умудрились заблудиться.

Захотели поблагодарить охотника. Он стоял на границе тайги и болота шагах в тридцати от них - высокий пожилой мужчина с грустным лицом. Ребята закричали слова благодарности, а он пожал плечами и, махнув на прощанье рукой, исчез среди деревьев. Следом в кусты прыгнула его большая собака.

Гришка выглядел почему-то очень испуганным и сильно торопил Ольгу домой. Они быстро похватали забытые здесь еще днем рюкзаки. Внезапно Ольгино внимание привлекла какая-то блестящая штуковина. Она потянула ее из грязи, и в руке вдруг оказался какой-то смутно знакомый медальон - серебряная голова волка на цепочке. Пока Ольга пыталась сообразить, откуда ей знакома находка, Гришка очень уж холодными руками забрал ее и положил на мох рядом с кочкой, сказал, что с этого болота ничего уносить нельзя.

В итоге к часу ночи они благополучно добрались до дома. Вот тогда Гриша и сказал, что из болота их вывел никакой не охотник, а призрак. Потому что животное, которое Ольга приняла за собаку, на деле было небольшой поджарой волчицей.

Тут у Ольги мозги встали на место - ведь медальон с головой волка, судя по легенде, принадлежал погибшему здесь более полувека назад ветеринару.

Такая вот история. Может, бабка и приврала чего, людская молва - она и приукрасит иногда сверх всякой меры. Может, даже и охотник там действительно был, а никакой не призрак. В общем, за что купила, за то и продала.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама