THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Статья 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Русская лапта – двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями (линия кона, линия дома), одна команда играет в защите, другая в нападении. Цель одной команды – совершить как можно больше перебежек, после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку(за линию кона и обратно), приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки, попадая в них мячом (осаливание) и поймать мяч слета (свеча), команда совершившая осаливание получает право перейти в атаку и совершать удары и перебежки, другая команда имеет право совершить обратное осаливание. (К данным Правилам прилагается 5 приложений). Мини-лапта – производная игра от Русской лапты в закрытых помещениях и на уменьшенных игровых площадках.

II ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов технического обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия, Перед началом соревнований главный судья, представитель организации, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудование места проведения соревнований соответствует (не соответствует) правилам соревнований.

Статья 2. ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА И ЕЁ РАЗМЕРЫ

а) Игровая площадка для Русской лапты (Приложение 1) представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м. в длину и 25-40 м. в ширину. Размеры измеряют по внешнему краю линий, ограничивающих площадку.

б) Игровая площадка для мини лапты (Приложение 2) представляет собой прямоугольник 25-40 м в длину и 15-20 в ширину. В качестве игрового покрытия может применяться дерево или синтетический материал.

Статья 3. ЛИНИИ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПЛОЩАДКУ

а) Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 5 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон - линиями дома и линиями кона. Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома – не менее 5 м, за боковыми линиями – 5-10 м, за линией кона – не менее 10 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».

б) На игровой площадке по мини лапте в 6 м. от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону. Вокруг площадки должна быть свободная зона: за линией дома и кона не менее 4 метров, за боковыми линиями не менее 2 м, по всей длине линии кона желательно иметь сетку ячейкой не более 40мм.

Статья 4. ШТРАФНАЯ ЗОНА

а) Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку, часть поля, размером 10 м на 25-40 м, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (приложение 1) не попал в штрафную зону. Во время удара игроки защиты не имеют право находиться в штрафной зоне.

б) Штрафная зона для мини лапты представляет собой прямоугольную площадку размером 6м на 15-20 м.

Статья 5. ПРИГОРОД

Пригород - место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу. Игроку совершившему удар по мячу разрешается располагаться по всей линии дома.

Статья 6. ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО

Площадка подающего расположена в центре линии дома, шириной 3 м.

Статья 7. БИТА

а) Бита должна быть цельнодеревянной, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 1мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2,5 - 3 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.

б) Бита для игры в мини-лапту длинной 60-100 см.

Статья 8. МЯЧ

Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.

Статья 9. СЕКТОРЫ ЗАПАСНЫХ ИГРОКОВ ИГРАЮЩИХ КОМАНД

а) Два сектора для запасных игроков расположены сбоку пригорода (Приложение 1). Размер каждого сектора (длина -5 м., ширина -2м.) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть скамейки или кресла на 10 -14 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд, тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты.

б) Для игры в мини-лапту сектора рассчитаны на 6-12 человек.

III ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА.

Статья 10. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

а) В Русской лапте игра состоит из двух таймов по 30 мин каждый с 5-ти минутным перерывом между ними.

б) В мини-лапте игра состоит из четырех таймов по 15 минут, с перерывами две минуты между 1 - 2, 3 - 4 и 5 минут между 2 - 3 четвертями.

Статья 11. РАЗМИНКА

За 20 мин до начала матча команды проводят разминку. На игровой площадке, одна из команд занимает правую ее половину, другая – левую.

Статья 12. НАЧАЛО ИГРЫ

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия. После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд. Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды и подающий становится на площадку подающего. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок - подающий мяч должен иметь майку или манишку другого цвета. По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий – первый удар по мячу. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего.

Статья 13. ПОДАЧА И УДАРЫ ПО МЯЧУ

а) Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью, на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Игрок нападения может не производить удар по мячу один раз, если подача мяча его не устраивает, но во второй раз он обязан выполнить удар, иначе лишается права на удар. Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать. Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды. Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью, войдя в сектор подающего подняв руку. В случае если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введённым в игру, то такой удар засчитывается как недействительный удар. В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена. Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом. Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону. Держать биту одной рукой при ударе запрещается.

б) Удары в мини-лапте выполняются только из-за головы.

Статья 14. ВОЗВРАЩЕНИЕ МЯЧА В ДОМ

а) Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча за линию дома, в штрафной зоне должно находиться не более одного игрока команды защиты. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может только находясь в пределах игровой площадки.

б) В мини-лапте мяч может быть вынесен игроком защиты находящимся вне игрового поля.

Статья 15. ПЕРЕБЕЖКИ

Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего. Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом. Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону. Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой. Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок полностью пересек линию дома или кона. Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продолжения игры.

б) В мини-лапте игрок атаки имеющий право на перебежку имеет право отказаться от перебежки если в поле нет игроков его команды, подняв руку и повернувшись спиной к игровому полю. Игроки защиты должны быстро доставить мяч подающему игроку.

Статья 16. ОСАЛИВАНИЕ

а) Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты находящийся в поле. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома. При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. статью 42). Для ответного осаливания игроки команды нападения, после осаливания, находящиеся за линией дома или кона, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена.

б) В мини-лапте на обратное осаливание выходит не более 5 игроков.

Статья 17. САМООСАЛИВАНИЕ

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и заступил ногой за боковую линию. Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания. Игрок атаки считается самоосаленным, если он коснулся игрока защиты владеющего мячом. Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей. Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом также очков не приносят. Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.

Статья 18. ЛОВЛЯ МЯЧА С ЛЕТА

Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и игра продолжается. Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, также приносит своей команде очко (игра продолжается). Ловля мяча за пределами линии дома, очков защите не приносит, так как удар засчитывается не действительным.

Статья 19. ОЧКИ

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка - игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.

Статья 20. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ

а) Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время. При равном количестве очков фиксируется ничья. При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится два дополнительных тайма по 5 мин по пять человек в каждой команде, в защите остается та команда, которая закончила игру в защите. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин.

б) В мини-лапте в дополнительное время играют в составе по 4 человека.

Статья 21. ПОРАЖЕНИЕ

а) Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение. Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу. Если в команде обнаруживается подставной игрок (ки) или игрок (ки) с фиктивными документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20. По решению главного судьи команда может быть снята с соревнований.

б) В мини-лапте в случаи разницы 50 очков между командами, игра заканчивается. Это положение утверждает главный судья соревнований перед началом турнира. Если в процессе игры одной из команд остается меньше 3 игроков, то игра прекращается, этой команде засчитывается поражение.

IV УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ.

Статья 22. ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ

Возраст участников определяется в соответствии ЕВСК (Единая Всероссийская спортивная классификация). 1). Юношеские группы: младшая группа - мальчики и девочки; старшая группа - мальчики и девочки. 2). Юниорская группа: юноши и девушки. 3). Группа взрослых: мужчины и женщины - возраст старше 17 лет.

Статья 23. ДОПУСК УЧАСНИКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

К участию в соревнованиях в соответствии с возрастными группами допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку под руководством тренера и медицинским наблюдением и получившие разрешение тренера и врача на участие в соревнованиях. Разрешение тренера и врача оформляется именной заявкой по установленной форме, обязательны подпись врача и печать против каждой фамилии участника (см. статью 51). Заявка на участие команды в соревнованиях подписывается руководителем соответствующей спортивной организации и заверяется печатью. В отдельных случаях, с разрешения врача, тренера и спортивной организации проводящей соревнования, участники младшей возрастной группы могут быть допущены к соревнованиям старшей группы, если они хорошо физически и технически подготовлены (с предъявлением специальной медицинской справки).

Допуск участников осуществляется мандатной комиссией. Ее утверждает организация, проводящая соревнования. В мандатную комиссию входят: председатель мандатной комиссии, главный судья, главный секретарь, врач соревнований, представитель организации, проводящей соревнования. Они проверяют заявки и документы участников. Ответственность за допуск участников несут председатель комиссии и представитель федерации. В мандатную комиссию представляется страховой полис на каждого участника и его отказ от претензий. Организаторы соревнований не несут ответственности за травмы или несчастные случаи, возможные на соревнованиях, при условии соблюдения настоящих правил. Страховка участников проводится клубами, федерациями или непосредственно участниками.

Статья 24. СОСТАВ КОМАНДЫ

а) Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном. Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, но не менее 4, которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.

б) Для игры в мини-лапту состав команды 8 человек, во время игры на площадки должны находиться 5 игроков каждой команды, но не менее 3.

Статья 25. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА УЧАСТНИКОВ

Участники соревнований обязаны знать правила, программу и положение соревнований. При нарушении правил соревнований или некорректном поведении участник наказывается желтой карточкой, при повторном нарушении наказывается красной карточкой. При особо грубых нарушениях участник может быть снят с соревнований. Участник имеет право обращаться к судьям только через капитана или тренера команды.

Статья 26. СПОРТИВНАЯ ФОРМА УЧАСТНИКОВ

а) Участники соревнований обязаны выступать в опрятной спортивной форме. Все игроки одной команды должны быть одеты в единую спортивную форму, которая состоит из футболки с номером спереди и сзади, трусов с номером, гетр и бутс. Цифры на футболке должны быть одного цвета, контрастного цвету футболок, на спине высотой 20см, на груди- 10см. Цифры на трусах - контрастного цвета спереди, высотой 8 см. Команда имеет право использовать номера с 1-го по 99-й. Гетры высокие, закрепленные под коленным суставом. Бутсы с короткими шипами. На футболках (на груди слева) должна быть эмблема соответствующей спортивной организации. Разрешается располагать эмблему спонсоров. В холодное время года участникам разрешается надевать теплый тренировочный костюм (единого цвета для всей команды) под единую указанную выше форму, спортивную шапочку и перчатки.

Примечание. Для избежания травм игрокам во время матча не разрешается надевать часы, браслеты, перстни, цепочки на шею. Не разрешается выходить на игру в бейсболках, шортах и укороченных трусах (типа плавок).

б) Обувь для игры в мини-лапту должна иметь гладкую поверхность. Наличие гетр не обязательно.

Статья 27. ТРЕНЕР И КАПИТАН КОМАНДЫ

Каждая команда должна иметь тренера, который является руководителем команды по всем вопросам. Он несет ответственность за дисциплину участников, обеспечивает своевременную их явку на соревнования; участвует в жеребьевке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с руководителями. При руководстве командой во время матча тренер команды обязан находиться только в секторе запасных игроков. Тренеру запрещается вмешиваться в работу судей и организаторов соревнований. Он имеет право подать заявление в судейскую коллегию в письменной форме через секретаря. Заявление должно быть обоснованной ссылкой на раздел и статью настоящих правил. Не менее чем за 15 мин до начала игры тренер должен сообщить секретарю фамилии и номера игроков, капитана команды и помощника тренера, и подписать протокол. Если тренер собирается произвести замену или взять минутный перерыв, он должен сообщить об этом секретарю. Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по каким-либо причинам не может их выполнять. Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Он обязан иметь повязку на левом или правом предплечий. Если капитан команды покинул игровую площадку по какой-либо уважительной причине, он может действовать как тренер. Однако если он получил красную карточку, выполнять обязанности тренера он не имеет права.

Капитан команды контролирует поведение своей команды и может обращаться к старшему судье в вежливой, корректной форме по вопросам, связанным с толкованием правил или для получения необходимой информации. Если по какой-либо уважительной причине капитан команды покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия. Примечание. На чемпионатах, первенствах и кубках России участники соревнований, тренеры и помощники тренеров не имеют права участвовать в судействе этих же соревнований.

V СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ.

а) Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнования. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, старшие судьи, судьи на линии, судья-информатор, судья-хронометрист, врач соревнований на правах заместителя главного судьи. Матч между двумя командами судит бригада в составе: старший судья, двое судей на линии, секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист. Все они должны быть нейтральными по отношению к играющим командам. Судьи должны быть квалифицированными (в полном объеме знать правила соревнований и иметь свой экземпляр правил), объективными и беспристрастными. Судьи в поле (старший судья и судьи на линии) должны быть одеты в специальную форму. Судьи, проводящие матч, не должны вступать в разговоры с игроками, входить в сектор тренера и разговаривать с тренерами. Они должны быть активными, внимательными и всегда вежливыми, помнить, что единственная обязанность судьи на площадке - это судейство.

б) В состав судей по мини-лапте входят: старший судья, судья, секретарь, судья-информатор, судья-хронометрист.

Статья 28. СУДЬИ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ

Главный судья и его заместители. Главный судья обязан:

  • следить за проведением соревнований в соответствии с настоящими Правилами и положением о соревнованиях; его распоряжения обязательны для участников, судей и тренеров;
  • проверить до начала соревнований место соревнований и инвентарь, их пригодность и соответствие настоящим Правилам и составить приемный акт;
  • выносить решения по заявлениям и протестам, поступившим от тренеров команд;
  • проводить заседания судейской коллегии перед началом соревнований и ежедневно по их окончании для подведения итогов и утверждения результатов, а также в тех случаях, когда это требуется по ходу соревнований;
  • не позднее трех дней после окончания соревнований сдать отчет и протоколы за своей подписью и подписью главного секретаря в организацию, проводящую данное соревнование.

Главный судья имеет право:

    отменить соревнование, если к началу его проведения место соревнований, оборудование и инвентарь окажутся непригодными;
  • произвести изменения в программе и расписании соревнований, если в этом возникла крайняя необходимость;
  • комплектовать судейские бригады на каждую игру;
  • отстранить от работы судей, совершивших грубые ошибки или не справляющихся с исполнением возложенных на них обязанностей;
  • не допускать к соревнованиям участников, которые по своему возрасту, спортивной классификации и спортивной форме не отвечают требованиям Правил или положению о данных соревнованиях;
  • снять с соревнований участников и тренеров, допустивших грубости или иные проступки, не совместимые с требованиями, предъявляемыми к российскому спортсмену.

Примечание. Главный судья не имеет права отменять установленные положением условия розыгрыша и изменять настоящие Правила.

Статья 29. СТАРШИЙ СУДЬЯ

Старший судья:

  • принимает решение о пригодности игровой площадки к соревнованиям;
  • руководит проведением встречи, ему подчиняются все судьи бригады и члены играющих команд;
  • принимает решения по всем вопросам, возникшим в ходе игры;
  • организует выход команд на площадку, проводит жеребьевку;
  • проверяет на соответствие Правилам соревнований форму спортсменов и инвентарь;
  • дает свисток на начало игры и ее окончание;
  • делает замечания, предупреждения или удаляет с поля игроков за допущенные нарушения, используя для этого желтую или красную карточки;
  • при вынужденной остановке или искусственной задержке игры по вине одной из команд добавляет время игры, о чем сообщает капитанам команд;
  • принимает решение в спорных игровых ситуациях;
  • в конце каждой половины игры или в любое время, которое считает необходимым, внимательно проверяет протокол хода игры и утверждает счет;
  • прекратить дальнейшее проведение соревнований или устроить временный перерыв (неблагоприятная погода или какие либо другие причины чрезвычайного характера;
  • имеет право принимать решения по всем вопросам, не оговоренным настоящими Правилами.

Статья 30. СУДЬЯ НА ЛИНИИ

Судья на линии:

  • фиксирует ошибки, входящие в его компетенцию (выход мяча при ударе за боковую линию по воздуху, самоосаливание игроков при перебежках, касание игроков нападения игрока защиты);
  • следит за правильностью пересечения линий дома и кона игроками нападения при перебежках;
  • определяет момент осаливания и переосаливания;- фиксирует ловлю мяча с лета;
  • при необходимости дает пояснения старшему судье по завершившейся игровой ситуации;
  • помогает старшему судье фиксировать игроков, совершивших перебежку с правом на удар.

Статья 31. СЕКРЕТАРЬ

Секретарь:

  • ведет протокол игры;
  • фиксирует производимые командами замены;
  • контролирует действия игроков при подаче и ударах по мячу;
  • следит за очередностью ударов игроков нападения;
  • подписывает вместе со старшим судьей и капитанами команд протокол игры и сдает его главному судье;
  • помогает старшему судье фиксировать попадание мяча в штрафную зону при проведении игроками ударов по мячу;
  • извещает старшего судью о предстоящей замене;
  • регистрирует минутные перерывы;
  • оперативно уведомляет старшего судью о нарушениях, связанных с очередностью ударов или изменением номеров игроков.

Статья 32. СУДЬЯ-ИНФОРМАТОР

Судья-информатор:

  • знакомит зрителей с основными положениями и правилами соревнований, с командами, участниками, тренерами и судьями;
  • информирует зрителей и участников о ходе соревнований с помощью радиовещания, демонстрационных щитов, табло и т.д., согласовывая свои действия со старшим судьей и секретарем.

Статья 33. СУДЬЯ-ХРОНОМЕТРИСТ

Судья-хронометрист:

  • фиксирует время игры, продолжительность минутных перерывов, добавленное время.

Статья 34. ВРАЧ СОРЕВНОВАНИЙ

Врач соревнований:

  • входит в состав судейской коллегии и принимает участие в ее работе;
  • проверяет наличие в заявках визы врача о допуске к соревнованиям и правильность оформления заявок;
  • осуществляет медицинское наблюдение за участниками в ходе соревнований;
  • проводит обследование участников и оказывает медицинскую помощь при получении травм и в случае заболевания, дает заключение о возможности продолжения соревнований;
  • следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований при проведении соревнований;
  • должен присутствовать в течение всего периода соревнований рядом со спортивной площадкой. В случае травмы участника рекомендации врача являются определяющими в решении о возможности допуска этого спортсмена к продолжению соревнований. Через день после окончания соревнований врач соревнований представляет главному судье отчет о медико-санитарном обеспечении соревнований с указанием случаев заболеваний и травм.

VI ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ.

Статья 35. ЗАМЕНА ИГРОКОВ

Прежде чем выйти на площадку, заменяющий игрок или тренер должен информировать об этом секретаря. Он должен быть готов немедленно принять участие в игре. Секретарь подает сигнал на замену после того, как мяч выйдет из игры по сигналу старшего судьи, но до того момента, когда снова будет дан свисток на подачу. Заменяющий игрок должен оставаться за пределами площадки до тех пор, пока старший судья не разрешит ему выход на площадку, после чего он должен выйти немедленно.

Замены должны производиться как можно быстрее. Если, по мнению судьи, имеет место неоправданная задержка времени, то команде-нарушителю может засчитаться минутный перерыв. Игрок выходящий на замену может выйти на игровую площадку, только через линию дома. Заменяемый игрок выходит через ближнею боковую линию или линию кона и дома. Число замен в ходе игры не лимитируется. При игре в защите может быть заменен любой игрок.

Статья 36. СПОРНЫЙ МЯЧ

При возникновении спорной ситуации судья в поле дает возможность игрокам доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках настоящих Правил. При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места, предшествующие спорной ситуации, аочки, набранные в ней, аннулируются.

VII НАРУШЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.

Статья 37. Нарушения при подаче и ударе по мячу

а) Нарушениями при подбрасывании мяча являются:

  • подбрасывания мяча в не зоны подачи;
  • задерживание времени для подачи;
  • подачи мяча с игровой площадки.

Нарушениями при ударе являются:

  • выброс биты на поле;
  • выход на площадку подающего очередного игрока с битой, пока мяч находится в игре;
  • затягивание времени для ударов после свистка судьи;
  • игрок при выполнении удара заступает за линию дома. Если у игрока, выполняющего удар, вылетает из рук бита, то засчитывается промах. Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой. В случае указанных нарушений судья делает замечание, при повторном нарушении предъявляется желтая карточка.

б) В мини-лапте запрещается удар с боку или с плеча.

Статья 38. НАРУШЕНИЯ ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ МЯЧА В ДОМ

Нарушениями при возвращении мяча в дом являются:

  • возвращение мяча за линию дома броском игрока, стоящего за пределами площадки;
  • выбрасывание мяча в сторону после выноса за линию дома;
  • задержка мяча на поле, когда игроки нападения находятся за линией кона или дома и не делают попыток на перебежку;
  • мяч возвращается в дом, спрятанный игроком;- обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию дома;
  • в штрафной зоне находятся двое игроков защиты. За сокрытие мяча игроку-нарушителю предъявляется желтая карточка. При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома старший судья дает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение. При нахождении в штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.

Статья 39. НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ

Нарушением при перебежках считается:

  • выбегание с линии дома или кона игроков, имеющих право на перебежку до удара;
  • столкновение с игроком защиты, ожидающим передачу от своего игрока;
  • умышленное самоосаливание;
  • выбегание за линию дома игрока, производящего подачу мяча;
  • выбегание за боковые линии.

Статья 40. НАРУШЕНИЯ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ

Нарушением при игре в защите считается:

  • выбегание защитников за пределы площадки до удара;
  • задержка игроков при выполнении ими перебежек;
  • необоснованные передачи мяча между собой с целью задержки времени;
  • выброс мяча за пределы поля во время самоосаливания игрока, выполняющего перебежку;
  • сокрытие мяча от игроков и судей.

Статья 41. НАРУШЕНИЕ ПРИ ОСАЛИВАНИИ И ПЕРЕОСАЛИВАНИИ

Нарушениями при осаливание и переосаливании являются:

  • игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпустив мяча из руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты;
  • осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается недействительным;
  • блокировка игроков, совершающих перебежку, запрещается;
  • умышленное осаливание в голову не засчитывается, а игрок защиты наказывается;
  • в случае осаливания или переосаливания за боковой линией оказывается игрок защиты и атаки, то осаленным считается тот игрок, кто последним вернулся на игровое поле.

Статья 42. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Правильное течение игры требует полного сотрудничества членов обеих команд, включая тренеров и их помощников. Обе команды имеют право предпринимать максимум усилий для достижения победы, но обязаны при этом не нарушать принципов спортивной этики и справедливой игры.

Статья 43. ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА ИГРОКУ

Игроки не должны пренебрегать указаниями судей или позволять себе неспортивное поведение:

  • апеллировать к судьям и зрителям;
  • касаться судей;
  • сквернословить и позволять себе оскорбительные жесты;
  • дразнить соперника или препятствовать ему и блокировать его при перебежках, задерживая руками или ставя подножки;
  • задерживать игру;
  • не поднимать должным образом руку, после совершенной полной перебежки;
  • менять свой игровой номер;
  • выходить на игровую площадку на замену, не предупредив об этом секретаря или старшего судью (если только замена не происходит в перерыве между таймами) или во время минутного перерыва.
  • умышленное нарушение;

Нарушения, носящие преднамеренный, неспортивный характер или дающие провинившемуся игроку несправедливое преимущество, должны незамедлительно наказываться желтой карточкой. Желтую карточку получают также игроки, нарушившие правила, указанные в статьях № 38-42. При получении в ходе одного турнира игрок автоматически пропускает следующую игру;

Статья 44. ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА ТРЕНЕРАМ, ПОМОЩНИКАМ ТРЕНЕРОВ И ЗАПАСНЫМ ИГРОКАМ

  • за выход на игровую площадку (за исключением случаев, когда на это есть разрешение судьи для оказания помощи игроку, получившему травму);
  • выход за пределы сектора запасных игроков;
  • непочтительное обращение к судьям. Тренеру разрешается обращаться к игрокам своей команды во время минутного перерыва при условии, что он не выходит на игровую площадку, а игроки не переступают боковые линии (если на это не получено разрешение судьи).

Статья 45. КРАСНАЯ КАРТОЧКА ИГРОКУ

Игрок, имеющий желтую карточку и совершивший нарушение в одной игре повторно, наказывается красной карточкой и удаляется до окончания игры без права на замену и автоматически пропускает следующую игру турнира.

Красной карточкой наказывается игрок, имеющий желтую карточку, совершивший умышленно нарушение, указанное в статьях № 38-42, он также удаляется до окончания игры без права на замену и автоматически пропускает очередную календарную игру данных соревнований.

Игрок, получивший красную карточку за нарушение общественного порядка (драки на площадке с соперником, нецензурное обращение с судейской коллегией и зрителями и т.д.), дисквалифицируется на все дни соревнований.

Примечание. Если команда выставит игрока, получившего красную карточку в описанных выше случаях, то ей засчитывается поражение. И дальнейшее участие команды выноситься на решение судейской коллегии.

Статья 46. КРАСНАЯ КАРТОЧКА ТРЕНЕРАМ И ЗАПАСНЫМ ИГРОКАМ

За серьезное повторное нарушение статьи №45 или неспортивное поведение тренера, помощника тренера и запасных игроков тренер команды наказывается красной карточкой и отстраняется от руководства командой до конца игры. Дальнейшее участие его в турнире выносится на решение судейской коллегии.

VII ПРАВИЛА ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ.

Статья 47. МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ

Каждая команда может взять по одному перерыву в каждом тайме и по одному минутному перерыву в каждом дополнительном периоде. Минутные перерывы не входят в общее время игры. Неиспользованные перерывы в тайме не переносятся на последующий тайм.

Тренер и капитан команды имеет право просить минутный перерыв. Он должен сделать это лично, обратиться к секретарю и четко произнести: «Тайм-аут», сопровождая просьбу соответствующим жестом рук.

Секретарь информирует старшего судью о получении просьбы на минутный перерыв, как только мяч выйдет из игры, и обязательно до того момента, когда мяч снова будет в игре.

Если команда, взявшая минутный перерыв, готова начать игру до истечения времени, старший судья имеет право начать игру немедленно.

Исключение. Минутный перерыв не засчитывается, если травмированный игрок готов играть немедленно или быстро заменяется либо судья разрешает задержку.

Статья 48. ОСТАНОВКА ВРЕМЕНИ В СЛУЧАЕ ТРАВМЫ

Судьи могут остановить время игры в случае получения игроком травмы или по какой-либо другой причине. Если в момент получения травмы мяч находится в игре, старший судья должен воздержаться от подачи сигнала и дождаться окончания игрового действия, т.е. момента, когда мяч будет выведен из игры. Если необходимо срочно оказать помощь игроку, получившему травму, старший судья может немедленно остановить игру. Если травмированный игрок не может сразу продолжить игру, его должны заменить в течение одной минуты, если заменен игрок атаки, то он не имеет право выхода на поле до конца тайма. Если травмированный игрок заменен с задержкой, старший судья можетзасчитывает команде минутный перерыв и имеет право добавить игровое время.

IX ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ, ЗАЯВКИ, ПРОТЕСТЫ.

Статья 49. ВИД И СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

На территории России проводятся чемпионаты, первенства, кубки, турниры, товарищеские или показательные матчи, комплексные спортивные мероприятия (спартакиады, фестивали и др.).

Системы соревнований бывают: круговая, с выбыванием после одного поражения и смешанная. Выбор системы розыгрыша оговаривается положением о соревнованиях в зависимости от вида соревнований и количества участвующих команд.

При любой системе накануне соревнований, после окончания работы мандатной комиссии по допуску, проводится жеребьевка участвующих команд, после чего составляются таблица и расписание игр. Жеребьевку проводят главный судья, главный секретарь, представитель проводящей организации, представители команд.

Статья 50. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ

Порядок подачи заявок на участие в соревнованиях и ее форма определяется организацией, проводящей эти соревнования. В заявке должны быть указаны: название команды, фамилия, имя, отчество, год рождения, спортивное звание спортсменов и тренеров. Заявка должна быть подписана руководителем спортивной организации и главным врачом физкультурно-спортивного диспансера, заверена печатями указанных организаций.

Примечание. Подпись врача о допуске к соревнованиям должна стоять перед каждой фамилией спортсмена, а в конце заявки врач указывает количество допущенных спортсменов.

Статья 51. ПОДАЧА ПРОТЕСТА

Протест подается не позже одного часа по окончании матча в письменном виде главному судье соревнований. В протесте должны быть описаны моменты нарушений со ссылкой на конкретные статьи Правил соревнований.

Статья 52. ОТЧЕТ ГЛАВНОГО СУДЬИ СОРЕВНОВАНИЯ

Главный судья соревнований обязан в 3-дневный срок по окончании соревнований представить в организацию, проводящую соревнования, описательный отчет по схеме:

  • дата соревнования;
  • город и место проведения;
  • спортивная организация, которой были поручены подготовка и проведение соревнований;
  • оценка организации соревнований (прием участников, места соревнований, питание др.);
  • количество команд;
  • количество проведенных матчей;
  • заключение о подготовленности участников;
  • количество желтых и красных карточек игрокам и тренерам;
  • персональный состав судейской коллегии;
  • оценка судейства в целом и персонально каждого судьи;
  • количество поданных протестов;
  • конкретные предложения по проведению соревнований.

К отчету должны быть приложены:

  • положение о соревнованиях;
  • заявки команд;
  • протоколы игр;
  • протоколы всех совещаний судейской коллегии;
  • отчет врача соревнований;
  • отчет мандатной комиссии;- список дисквалифицированных игроков и тренеров.

Протокол №

соревнований по мини-лапте __________________________________________________

___________________________________________________________________________

между командами ____________________________ и _____________________________

Дата __________ Место _________________ Начало ____________ Окончание ________

Ст. судья ___________________ Судья на линии ______________ Секретарь __________


Команда А ________________________

№ п/ п

Фамилия игроков

Номер игрока

Счет игры

А №

Б №

А №

Б №

А №

Б №

Капитан ___________________________________ __________

Команда Б ________________________

Капитан ____________________________________________


Результат первой половины ______ в пользу ________

общий счет__________ в пользу _____________________

Замечания игрокам __________________________________

Представители команды А__________ Б ______________

Ст. судья __________________________________________

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Лапту издревле рекомендовали и как забаву, и как замечательное упражнение, развивающее целеустремлённость, храбрость и трудолюбие.

История русской лапты

Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Например, доктор Абрагам Тарьян, преподающий в Иерусалимском Еврейском университете утверждает, что существует рукопись, описывающая игру в лапту Иисуса Христа. Таким образом, возраст игры можно датировать, как минимум, 2000 годами.
Живший в XII веке Жан Билет упоминал игру в мяч, очень похожую на лапту, которая была популярна даже среди священнослужителей того времени.
А раскопки Великого Новгорода позволили воочию увидеть биты из дерева и войлочные мячи, которыми играли в эту игру наши славянские предки в XIV веке.

Если не вдаваться в крайности, то средним возрастом лапты считается 700 лет. И похожие игры есть у очень многих народов. Всем нам известен американский бейсбол или английский крикет. Но мало кто знает, что и у немцев есть похожая игра, называемая шлагбал. А на Кубе игра, сходная с лаптой, называется пелота. В Финляндии есть игра песа палло, тоже очень похожая на лапту. Ещё и в Норвегии при раскопках археологами был обнаружен древний инвентарь для игры в лапту. Довольно широкая география и древняя история, не правда ли?
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту.
Царь-реформатор Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат таких элитных подразделений тогдашней армии, как Преображенский и Семёновский полки. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату.
Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения.
После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают. Организации, призванные нести в массы физическую культуру и спорт, о ней не вспоминают. Так бы канула в небытие эта древняя игра, если бы в 1987 году не вышло постановление Госкомспорта, которое называлось «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты». И вот уже спустя 10 лет после постановления была основана Федерация русской лапты, которая действует, и по сей день, проводя соревнования различного уровня.


В чём же секрет такой живучести и популярности русской лапты?

Играть в неё могут все. Это поистине демократичная игра. Она не требует никакого специального инвентаря. Нужна только бита из дерева и обыкновенный мяч для большого тенниса. Длина биты варьируется от 70 до 110 см, а вес – до 2 кг.


При игре в лапту у человека развиваются такие качества, как реакция, скорость, точность, концентрация внимания, игровое мышление, умение находиться в команде с товарищами и при этом умело соперничать с противниками. Игра очень динамична: порой участник должен за доли секунды принять единственно правильное решение. В русскую лапту можно играть и летом, и зимой. Играют в неё и в помещении, но поле при этом несколько меньше, а правила изменены. Но игра в помещении так же зрелищна, как и игра на большом поле на открытом воздухе.

Наиболее простые правила игры в русскую лапту

Как уже говорилось, правила могут различаться. Ниже приведены наиболее простые.
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Впрочем, если большой площадки нет, можно играть и на маленькой. Размечается поле так, как показано на рисунке.


Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета.
В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре
Звучит один короткий свисток, и игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды.
Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.


Начало игры
Судья подаёт два коротких свистка, и подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле.
Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности.
В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан.
Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение.

В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде:
- четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко;
- судейское замечание – 1 очко.

Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными.

Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях:
- допущено грубое нарушение правил игры;
- если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему;
- выскользнувшая и рук бита улетела из города.

Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.


К описанным правилам есть кое-какие дополнения :
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии.
После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию.
Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест.
После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается оскорблять других игроков и зрителей.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока.
Нельзя использовать бейсбольные «лапы».
Нельзя играть без футболки цвета команды.

Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.

Классические правила Лапты

ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.
ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.
ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.
ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.
КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.
КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.
ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.
СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.
СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.
ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.
СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.
ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.
НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.
УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.
ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.
ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.
ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.
ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.
ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.
САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

В проведении первого этапа круглогодичного общегородского по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть , а правила публикую ниже.

Лапта - командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны - игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой - представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты - ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру - это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков - Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев - тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус - Федерации русской лапты , которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.


ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-55 м, длина - 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

«Это народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: верность своей команде, находчивость, внимательность, изворотливость, глубокое дыхание, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук, и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: « своего выручай».

Лапта - древняя игра. Сегодня никто не может точно сказать, когда она зародилась. По некоторым данным, лапта была известна уже в Х в. н.э., хотя могла появиться и почти на 1000 лет раньше.

Армянский ученый, “, д-р Абрагам Тарьян, работающий профессором в Еврейском университете в Иерусалиме, утверждает, что нашел рукопись, где говорится, что Иисус Христос играл в детстве в подобную игру.

Д-р Абрагам Тарьян рассказал, что нашел в армянском монастыре св. Якова в Старом городе Иерусалима древнюю рукопись “Евангелия детства” на армянском языке. В этом переводе 6 века известного апокрифического евангелия исследователь обнаружил эпизоды, неизвестные в других вариантах текста. В рукописи упомянута игра, в которой маленький Иисус ударял по мячу битой. Когда ему было 9 лет, рассказывает апокриф, Иисус был послан учиться у красильщика из Тверии по имени Исраэль. Однажды ему поручили сторожить дом, пока ремесленник пошел за тканями для крашения, но он сразу побежал к друзьям, с которыми стал играть на берегу Кинерета (Тивериадского озера). Тогда же, по словам это евангелия, Иисус показал свою способность ходить по водам.

Жан Белет, живший в XII в., отмечал, что даже епископы и архиепископы не гнушались игрой в мяч и танцами, которым предавались священнослужители. Гийом Дюран, автор «Книге о божественной службе» так описывает эти праздники «Еще в некоторых местах в этот день (Пасхи) и в другой (Рождества) прелаты развлекаются вместе со своими клириками, либо в монастырях, либо в епископских домах, и доходит до того, что они играют в лапту и даже создают танцевальные хоры и предаются пению, и это называется, в память о сатурналиях, декабрьской свободой, потому что в древности, у язычников, в этом месяце рабы, пастухи и слуги пользовались относительной свободой, обладали властью, равной власти хозяев, и пировали с ними; все это происходило после уборки урожая. Однако лучше было бы воздержаться от подобных праздников».

Ну и наконец, при раскопках Великого Новгорода были найдены деревянные биты и войлочные мячи, которые археологи датировали XIV веком.

Так, что по самым скромным подсчетам лапте никак не менее 700 лет!

Игры подобные лапте существовали и у других народов: у англичан — крикет, у американцев — бейсбол, у кубинцев — пелота, у финнов — песа палло, у немцев — шлагбал. Норвежские археологи при раскопках нашли биты для игры в лапту.

На Руси лапту называли по-разному: «шибка», «битка», «хлопка», игра « в беглые», «в шары». Множество названий породило большое разнообразия в правилах игры в лапту. Но как бы ни называлась лапта, факт остается фактом, не один праздник на Руси не обходился без игры в лапту.

Любил играть в лапту и Петр I и именно при нем лапту начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков, а потом и других воинских подразделений. В дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек.

И в Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Н. И. Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с тридцатых годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России.

Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: “… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность”.

И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987г.

Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре.

С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России.

История лапты

Русская лапта — одна из древнейших национальных спортивных игр, а возможно, и самая древняя. Принадлежности для нее — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси не обходился без игры в лапту наряду с кулачными боями.

Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. И в Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Николая Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с 30-х годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России.

Игра доступна любому желающему. Для нее нужны только деревянная бита, мяч и земляная или травяная площадка. Удары по мячу, пробежки через игровую зону и осаливание мячом игроков соперника очень похожи на бейсбол. Кстати, по поводу возникновения бейсбола энтузиасты русской лапты любят рассказывать легенду.

Один одессит, переехав в Америку, рассказал там о русской лапте. Тогда американцы еще плохо понимали по-одесски и сильно извратили канонические правила нашей забавы, в результате чего и появился бейсбол. Так было или нет, но претендовать на звание родоначальника бейсбола мог бы и финн из Финляндии, и румын из Румынии, и немец из Германии, и многие другие, поскольку в мире насчитывается более 70 разновидностей игр, в которых используются бита и мяч.

В Финляндии подобная игра называется пессопалло, в Германии — шлагбал, в Румынии — ойна, в Болгарии — народка топка.

В 1986 году вышло постановление Госкомспорта СССР о развитии бейсбола, софтбола и русской лапты. А спустя 10 лет — в 1996 году — была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации — Федерация русской лапты России.

Чем хороша игра? Во-первых, своей демократичностью. Как уже было сказано, весь необходимый инвентарь для нее — это деревянная бита длиной от 70 до 110 сантиметров и весом до 1,5 килограмма и обыкновенный теннисный мяч. При этом игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника и не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

Русская лапта — игра чрезвычайно динамичная и по зрелищности ничуть не уступает бейсболу. Игра всесезонна. В лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Там, правда, поле поменьше, а также есть некоторые изменения в правилах, касающиеся отскоков мяча от ограничительных стен и перекрытия. Но на зрелищности это ничуть не сказывается.

Для игры необходим небольшой мяч, (лучше всего теннисный), биту (лапту) можно изготовить из дерева. Длина биты 80—90 см, ручка круглая, также подходит бейсбольная бита. Игра проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек.

Заранее поделенные команды, одеваются в футболки разного цвета. После жеребьёвки капитанов, одна из команд занимает линию города и становится бьющей или нападающей. Вторая размещается по всему полю и становится водящей или защищающейся.

По сигналу судьи (один короткий свисток) игроки занимают места. Команда бьющих (нападающих) направляет в площадь подачи своего игрока, остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города (позади подающего на площадке очередности) в том порядке как расставит капитан. Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на площадке подающего рядом с «пятачком» - (круг над которым подается мяч). Игроки водящей команды располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды. Убедившись в готовности команд, судья дает сигнал к началу игры (два коротких свистка).

Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок, находясь в центре площади подачи города, ударом биты по мячу старается послать (ударить) его как можно дальше за линии дома (по длине аута нет). Удар считается состоявшимся, если мяч перелетел за контрольную линию. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии кона. Его задача — успеть добежать до кона, пока мяч не пойман, и, если получится, то вернуться обратно в город.

Задача водящих — поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле.

Если бьющий игрок сумел добежать до кона и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде два очка. Если же бьющий добежал до кона, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии кона и ждет, когда очередной бьющий ударит мяч в поле. Сразу же после удачного удара по мячу другим игроком своей команды можно перебегать обратно через поле в город, если игрок не осален — он приносит команде одно очко (На площадке меньшего размера дается только 1 очко за пробежку до кона и обратно за одно пробитие). После перебежки в город игрок занимает крайнее положение на площадке очередности с правом трех ударов.

Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков — поймать мяч с лета, тогда команде, которая в поле начисляется 1 очко и происходит смена сторон.

Или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу (пас). При возвращении водящими мяча в город идет остановка игры. Игрок, совершавший пробежку, в момент возвращения мяча в город, если он совершил пробежку более половины поля переходит по движению вперед, если же не успел до середины — возвращается назад.

Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: четвертый и последующие выходы мяча за пределы игрового поля после удара битой (1 очко), замечание от судьи (1 очко за каждое замечание).

Партия считается выигранной, если после осаливания перебегающего игрока, все игроки защищающейся команды успели убежать в город и/или в дом не осалинными (пересалиными) игроками бьющей команды.

Партия считается законченной бесспорно в пользу водящих в следующих случаях:

После грубого нарушения Правил игры по команде судьи.
если игрок команды бьющих взял мяч в руки или иным образом ограничил доступ к мячу (поймал мяч после своего промаха, наступил, пнул в сторону и т.д.).
бита выскользнула из рук и улетела из города, в этих случаях команда бьющих бесспорно переходит в поле, водящие становятся бьющими.
Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки. Игра проводится в две партии по 20 минут и прекращается по сигналу судьи (один длинный свисток), выигравшей считается та команда, которая набрала максимальное количество очков.

Примечание:
Если игрок заступил одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать и вернуться за линию назад. Если же обеими ногами, то вернуться ему уже нельзя. Если игрок все же зашел назад за линию, по команде судьи происходит бесспорная смена команд (т.е. нападающие переходят в защиту).
После неудачного удара (промаха) игрок который не успел убежать должен находиться в пригороде вдоль линии города.
После перебежки игроки (становятся на площадке очередности) и занимают позицию для удара в той очередности, в которой забежали за линию.
После пересаливания, игроки бьющей команды обретают право удара заново.
После удара за боковую линию (аут) все игроки, бьющей команды находятся на своих местах.
После трех ударов за боковую линию игрокам бьющей команды засчитываются штрафные очки (одно штрафное очко за один выход (аут) за все последующие.

Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.

Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.

Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.

Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см.

Задерживать перебегающего игрока.

Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).

Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке за черных, или любой другой пестрой футболке).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама