THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по гимнастике
специальность 050720 «Физическая культура»
на тему:
«Висы и упоры.
Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы»

Студента 5 курса Ф группы:
Голеухина Андрея

Преподаватель:
Смирнова Татьяна Владимировна

Рыбинск
2011
Оглавление

Введение………………………………………………………… ………………………..3

    Определение висов и упоров. Виды висов и упоров…………………………….4
    Значение висов и упоров………………………………………………………….. .6
    Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы………………………………………………………………… ……………….8
Заключение…………………………………………………… ………………………...41
Литература…………………………………………………… …………………………42

Введение
Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм занимающихся, доступностью и разнообразием средств.
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.
Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.
Рассмотрим висы и упоры, которые являются одними из видов упражнений на снарядах и благоприятно влияют на организм, укрепляя опорно-двигательный и нервно-мышечный аппараты.

    Определение висов и упоров. Виды висов и упоров
Вис: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. 2. В акробатике - положение верхнего, при котором его плечи находятся ниже хвата руками. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
- вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры (напр., на брусьях разной высоты).
- вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
- простой вис. Положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
- вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
- смешанный вис. Положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол др. частью тела.
- вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
- вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.
- вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Упор: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Различают упоры простые и смешанные.
- упор боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
- упор верхом. см. УПОР ноги врозь правой (левой).
- горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
- упор кольцом. Смешанный упор. Положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
- упор лежа. Смешанный упор. Положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
- упор лежа на бедрах. Смешанный упор. Положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
- упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками.
- упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
- упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
- упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
- упор ноги врозь вне. Упор с прямыми широко разведенными горизонтально нога ми, расположенными за руками.
- упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
- упор присев. Смешанный упор. Положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
- простой упор. Положение с опорой только руками.
- разный упор. 1). Положение на женских брусьях, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2). Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.
- упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. . Положение в упоре, когда снаряд находится за телом.
- смешанный упор. Положение с опорой не только руками, но и др. частью тела.
- упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом.
- упор стоя ноги врозь. Смешанный упор с прямыми разведенными ногами.
- упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
2. В акробатике вертикальное или горизонтальное положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры. Разновидности упоров: углом, высокий угол, на локтях, на локте с поддержкой, на локте ("крокодил"), горизонтальный упор и т. д. Упор в групповой акробатике - это положение на партнере, при котором плечи верхнего находятся выше (на уровне) опоры, а усилия направлены на отталкивание.
    Значение висов и упоров
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и под-лезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоро-стно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции и т.д.
В лечебной физкультуре висы применяются в двух видах:
1) висы чистые;
2) висы смешанные.
Упражнения в чистом висе
При чистых висах вся нагрузка при выполнении упражнений осуществляется мышечными группами верхних конечностей и корпуса. Другими словами, тяжесть тела преодолевается работой ограниченных мышечных групп, имеющих непосредственное отношение к движениям грудной клетки.
При чистых висах грудная клетка фиксируется в определенном положении, что зачастую вызывает задержку дыхания и натуживание. Последнее, повышая внутригрудное давление, задерживает приток венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.
и т.д.................

Методические указания к выполнению упражнений в висах и упорах

Упражнения в висах и упорах необходимо выполнять сериями по 4-6 упражнений поочередно и каждую серию повторять по 2-3 раза. Такая дозировка нужна по той причине, что выполнение отдельного упражнения в висе и упоре по длительности кратковременно и не требует больших энерготрат, и в результате тренирующее воздействие не приносит положительного эффекта.

При выполнении же этих упражнений сериями с повторениями их по нескольку раз длительность двигательной деятельности повышается до 50-60 сек., нагрузка существенно увеличивается, пульсовая стоимость достигает 130 и более уд /мин. А при проведении упражнений в висах и упорах поточным способами игровым методом интенсивность их еще более повышается и достигает уровня с пульсовой стоимостью до 150-160 уд/мин. Такая нагрузка отвечает тем необходимым требованиям, которые предъявляются к организму занимающихся и создают условия перестройки структуры скелетных мышц и их механизмов не только аэробного, но и анаэробного энергообеспечения. Этим достигается тренировочное воздействие на отдельные мышечные группы и на весь организм в целом. Данный способ - наиболее простой и доступный для повышения эффективности упражнений в висах и упорах.

Все упражнения в висах и упорах надо выполнять с четкой фиксацией каждой позы по 3-6 сек. с обязательным соблюдением правильной осанки, в строго гимнастическом стиле, красиво и легко. Небрежное выполнение этих упражнений, особенно на этапе разучивания, недопустимо.

Обучение упражнениям в висах и упорах осуществляется методами показа, рассказа, практического выполнения с использованием приемов в фиксации позы, страховки и самостраховки, оказания помощи друг другу. При разучивании простых упражнений, связанных с принятием и удержанием поз, как правило, используется сменный способ организации занятий, где одна часть учащихся выполняет упражнения, а другая контролирует выполнение и помогает товарищам. Учителю обычно достаточно лишь подсказать ребятам последовательность упражнений в сериях и количество их повторений. При подборе упражнений в серии необходимо, чтобы упражнения были эквивалентны по сложности, а переходы от одного к другому выполнялись легко, без задержек.

Висы и упоры на уроках физической культуры

девочек. Они интересные и полезные упражнения. Во-первых, упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения(горизонтальные, наклонные, головой вниз) и перемещения тела с использованием гимнастических снарядов массового типа.



Во-вторых, эти упражнения богаты различными сочетаниями положений (поз) и движений, выполняемых как в быстром, так и в медленном темпе, а также с удержанием поз, что дает возможность оказывать благотворное влияние на двигательную функцию занимающихся.

В-третьих, упражнения в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связано с тоническим режимом работы нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего поддержании позы или положения частей тела. При этой форме деятельности мышцы не возбуждаются целиком в каждый данный момент, одни двигательные их единицы возбуждаются, другие отдыхают. Тонические сокращения мышц при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньше энерготрат, чем мышечные сокращения, имеющие фазный характер.

Специфика данных упражнений дает возможность оказывать общее воздействие на растущий организм ученика и гармонически развивать все части тела, а также статическую силу. Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удерживанием тела, с сохранением правильной осанки. Понятно, что для сохранения правильной осанки нужна хорошая координационная работа мышц и их статическая силовая выносливость. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, создают благоприятные условия для формировании правильной осанки. Перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для скоростно-силовых качеств.



Различные положения тела (горизонтальное наклонное, наклонное, вертикальное, головой вниз) оказывает тренирующее воздействие на внутренние органы. Так, они влияют на работу сердечно -сосудистой и дыхательной систем, а также на вестибулярную устойчивость, воспитание умения сохранять ориентировку при необычных положениях тела. Кроме того, при выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают навыком выполнять различные перемещения тела в пространстве с разной скоростью, что дает возможность вырабатывать дифференцировки пространственной и временной точности движений.

Умение Выполнять упражнения в висах и упорах легко, красиво и точно в заданных пространственных и временных параметрах имеет большое значение для формирования умений управлять своими движениями.

Организации занятий при обучении упражнениям в висах и упорах.

Сравнительно небольшая продолжительность урока (45 мин) требует экономного и рационного использования времени. Занятия проходят наиболее успешно при применении фронтального, группового, поточного способов, а также игрового метода.

Фронтальный способ организации занятий позволяет выполнять упражнения всем учащимся одновременно. Это один из продуктивных способов организации занятий, при котором коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают детей к согласованным действиям, умению выполнять физические упражнения всем вместе. Этим способом можно выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастической стене скамейках, на снарядах массового типа.

Групповой способ организации занятий позволяет классу разделиться на несколько групп(отделений) и под руководством учителя(его помощника) по отделениям одновременно выполнять упражнения. Для этих целей в школьных спортивных залах, на площадках используем лестницы, гимнастические стенки, катаны, гимнастические скамейки с крючками, бревна низкие и т.д.

Упражнения в висах и упорах в Гимнастике предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек.

7. Польза от висов и упоров

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Висы на перекладине

На высокой перекладине это положение является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.

В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.

Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.

Размахивания в висе

Серии махов вперёд-назад. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:

1) в крайней точке маха назад - прямое или даже слегка согнутое в тазобедренных суставах положение;

2) в вертикальном положении - прямое, как в висе, положение туловища;

3) в крайней точке маха вперёд - слегка согнутое, как на махе назад, положение.

Голова всё время удерживается между руками. Отведение её назад является ошибкой, которую необходимо устранить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Упражнения в висах и упорах

Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.

Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) – положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата. Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).

Висы смешанные (см. рис. 179). Смешанный вис – это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.

Вис стоя – стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.

Вис стоя сзади – то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.

Вис стоя согнувшись – занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.

Вис присев сзади – присед спиной к снаряду.

Вис лежа – положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.

Вис лежа сзади – то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.

Вис лежа справа (слева) – вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.

Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.

Вис на левой (правой) – вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.

Висы простые.

Вис – положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.

Вис с согнутыми ногами – из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).

Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.

Вис согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.

Вис прогнувшись – учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.

Вис углом – положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.

Вис сзади – положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.

Вис на согнутых ногах.

Упоры простые.

Упор – положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.

Упор на предплечьях – положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.

Упор на руках – положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.

Упор углом – положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.

Упор правой – положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.

Примерные упражнения в висах и упорах:

1. Из виса стоя переход в вис присев (приседанием).

2. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади (приседанием).

3. Из виса присев переход в вис лежа ноги сзади поочередным выставлением ног.

4. Из виса присев, поднимая ноги, переход в вис согнувшись.

5. Из виса присев толчком с перемахом правой переход в вис на правой.

6. Из виса правой (левой), согнув ногу, перемахом согнуть левую (правую) переход в вис согнувшись сзади.

7. Из виса согнувшись сзади переход в вис прогнувшись сзади.

8. Из виса правой, согнув ногу, переход в вис прогнувшись правой.

9. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади, переход в вис согнувшись сзади, переход в вис согнувшись спереди (перемахом согнув ноги), опуская ноги в вис лежа, переступая в вис стоя.

10. Из упора переход в упор правой перемахом ноги вперед.

11. Из упора правой переход в упор сзади, перемахом ноги вперед.

12. Из упора сзади переход в упор поочередным перемахом ног.

13. Из упора правой переход в упор поворотом кругом.

14. Из упора правой (левой) разным хватом переход в упор поворотом плечом вперед и назад и т. д.

Подъемы, спады, обороты (рис. 180-181).

В этом разделе приведены простейшие подъемы, спады и обороты, доступные для массового обучения школьников.

Подъем правой (левой) согнув ногу выполняется из виса правой (левой), согнув ногу, сгибая свободную ногу вверх и вперед с последующим махом вниз-назад и нажимая прямыми руками на перекладину, подать плечи вперед и, разгибая опорную ногу, выйти в упор правой (левой).

Подъем переворотом выполняется из виса стоя согнув руки толчком одной и махом другой. Удерживая руки в согнутом положении, отвести ногу назад, затем махом вперед одной и толчком другой, сгибаясь в тазобедренных суставах, соединяя обе ноги, послать их вперед-вверх до касания перекладины животом. Далее, поднимая голову и выпрямляя руки, разогнуться, принять положение упора.


По мере освоения этого способа приступают к разучиванию подъема переворотом-толчком двух и далее из виса силой.

Подъем правой выполняется из виса стоя, из виса углом с прыжка из размахивания в висе, после спада из упора правой и из упора. Выполняя подъем правой из виса стоя, следует отвести ногу назад, затем махом свободной ноги перейти в вис углом. Пройдя вертикаль, оттолкнуться от пола поочередно ногами, сгибаясь, поднося ноги к перекладине, перемахом одной, перейти в вис согнувшись правой, сделать небольшую паузу и, пройдя назад вертикаль, энергично разогнуться в тазобедренных суставах, направив ноги вперед-вверх, надавить одновременно прямыми руками на гриф перекладины и перейти в упор верхом. Также выполняется подъем левой.

Подъем силой поочередно – из виса подтянуться до предела и рывком перевести одну руку в упор. Перемещая вес тела на руку в упоре, перевести другую руку в упор, выпрямить руки и принять положение упора.

Спад назад из упора в вис согнувшись начинается с движения плечами назад. При начальном движении таз следует удерживать у перекладины. Пройдя ногами вертикаль, следует согнуться в тазобедренных суставах, носки ног у перекладины, руки прямые.

Оборот вперед правой (левой) выполняется из положения хватом снизу. Приподнимаясь на руках, делается одновременное движение вперед ногой и плечами (шаговое движение), руки прямые, при завершении оборота следует разогнуться, подавая ногу вперед.

Оборот назад правой (левой) выполняется из положения в упоре правой (левой). Приподнимаясь на руках, отвести ногу (находящуюся сзади) назад. Оборот начинается активным движением плеч назад (тело прямое) с последующим махом ногой, находящейся сзади вперед. Оборот заканчивается движением головы и плеч назад-вверх и одновременно перехватом кистей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.

Простые висы

1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него.

2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках.

3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него.

Смешанные висы

1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры

2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата.

5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Простые упоры

1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.

2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.

3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.

4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.

5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.

6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.

Упоры и их классификация

Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.

Классификация:

1. Простые упоры - положения с опорой только руками.

2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.

Термины очень важны в спортивной, художественной гимнастике, а также в акробатике, прыжках на батуте, поскольку выполнение упражнений требуют точности, взаимопонимания тренера и спортсмена. Точное понимание специальных названий позитивно отображается на тренировках и конечных результатов гимнастов. Кроме терминов, обозначающих движения, особенные названия имеют снаряды, инвентарь, существуют специальные правила образования новых понятий.

Гимнастическая терминология очень интересна начинающим гимнастам. Старшие спортсмены уже привычно говорят сложные для восприятия фразы из коротких слов, крича в зале «сед», «мах», а их подопечные безропотно воплощают их в сложнейшие телодвижения. Короткие — потому что трюки делаются в связках по несколько штук, каждый элемент длиться доли секунд, и здесь профессиональная речь приспособлена к тяжелым будням гимнастов. Терминам обучают в спортивных учебных заведениях, потом їх повторяют на квалификациях, курсах переквалификации.

Но юным гимнастам тяжело вникнуть в сложные словосочетания, а объяснять их не спешат. Но прежде чем начинающие спортсмены не просто выучат спортивные слова и научатся их воплощать в красивые и грациозные движения, нужно учесть несколько моментов, которые позволят им заниматься долго, сохраняя здоровье.


Старайтесь разносторонне изучить спорт, которым занимаетесь, изучите теорию, технику безопасности и вам будет легче в трудные моменты, которых хватает в этом виде спорта. Гимнастика — самый сложный вид спорта, это занятие для сильнейших телом и духом, но именно эта особенность заставляет учитывать даже самые мелкие детали, к которым относятся казалось бы просто слова — термины.

Терминологические требования

Термины должны быть доступными для понимания, поэтому желательно, чтобы они строились на словах родного языка, а также из заимствованных слов с другого языка, но только тех, которые имеют интернациональное значение. Если образовывать термины не по правилах словообразования, а также из непонятных слов, то они не будут запоминаться и не будут восприниматься на слух.

Также термины должны точно передавать действие в упражнении, в этом случае они будут улучшать взаимодействие между тренером и спортсменом и освоение самого упражнения будет проходить быстрее. Важное свойство — удобство произношения, терминологические понятия должны быть краткими и легко выговариваться.

В гимнастике и сопутствующих видах спорта изучение терминологии имеет значение при соблюдении техники безопасности, поэтому специальные названия в этом виде спорта имеют большую разницу в произношении, что позволяет избегать непонимания даже при кратких не очень четких командах.

Термины делятся на:

  • общие, которые применяются для общих понятий, как вольные, силовые упражнения;
  • основные, которые еще называют конкретными — они определяют признаки движений, как вис, половорот, оборот;
  • дополнительные — конкретизируют способ, которым нужно выполнять упражнение, направление движения — например дугой, разгибом, также можно их дополнить еще и словами, характеризующими динамику — быстро, мягко и так далее.

Общеразвивающие и вольные упражнения

Со скакалкой

  1. Подскок — небольшой прыжок без продвижения или с продвижением.
  2. Двойной подскок — два подскока с подпружиниванием — первый сильный, второй меньший по высоте, разновидности — подскок с правой на левую (ногу), подскок петлей и другие.

Упражнения на снарядах

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург

Им. П.Ф. Лесгафта

Кафедра теории и методики гимнастики

ЛЕКЦИЯ

ТЕРМИНОЛОГИЯ В ГИМНАСТИКЕ

Санкт-Петербург

2010

Стр

В деятельности человека ……………………………………………….. 3

2. Способы образования терминов ………………………………………. 4

3. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии ……5

4. Классификация терминов …………………………………………………5

5. Правила использования гимнастической терминологии……………. 7

6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений ……………….. 8

7. Термины упражнений на снарядах ……………………………………. . 9

8. Термины для обозначения маховых движений (махов) ………….... 12

1. Терминология как совокупность понятий

в деятельности человека

В любой сфере деятельности человека используются специфичные для этой сферы понятия, которые облекаются в соответствующие слова-термины. Так возникает специальная терминология, как совокупность терминов определенной отрасли, науки, техники, производства, области искусства, общественной деятельности, связанная, с соответствующей системой понятий, процессов.

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.). Термин отличается от обыкновенных слов, которые могут и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спичак, петля Корбут и т.д.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет, особо важную роль. Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает преподавание и общение между преподавателем и учениками во время занятий, общение специалистов, а также помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. Точные терминологические обозначения (слова-термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого упражнения и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным.

По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

В то же время, дальнейшее развитие гимнастики, новые успехи в теории и практике требуют и дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Сегодня уже, помимо известных видов записей гимнастических упражнений (обобщённой, конкретной, графической) в спортивной гимнастике широко используется символическая запись, позволяющая судьям, тренерам и специалистам вести запись любых упражнений синхронно с их исполнением гимнастами.

Можно смело утверждать, что важным принципом, положенным в основу любого из существующих видов записей упражнений, является создание зрительного образа записанного упражнения. И в этой связи, чем точнее и короче запись, тем она более приемлема для практической работы.

2. Способы образования терминов

1. Переосмысливание - это придание нового терминологического значения существующим словам (например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и т. д.).

2. Словосложение - это термины, состоящие из двух или нескольких слов (разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки и др.).

3. Из корней отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, мах, сед, выпад и другие).

4. Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины : рондат, курбет, твист.

5. Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры (стойка на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках) и положения тела в пространстве (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис сзади и др.).

6. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полета (например: прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь, соскок прогнувшись, прыжок переворотом, прыжок закрытый и открытый, прыжок)

7. Аутотермины - по фамилиям первых исполнителей данного элемента, например «петля Корбут», «вертушка Диамидова», «сальто Делчева», «перелет Ткачева», «прыжок Цукахара» и другие. Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения.

Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.

Термины, обозначающие статические положения , образуются путем указания на:

Условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;

Положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы - разгибом, махом вперед, переворотом и др.; спады вперед, назад.

Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.

3. Требования, предъявляемые

к гимнастической терминологии

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка, а также полностью соответствовать законам морфологии и грамматики языка. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной. (сальто, пируэт), полукольцо, кольцо и т.д.).

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения (действия) или понятия. Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его освоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений (для этого используют правила сокращения, уточнения и записи упражнений). На занятиях нужно пользоваться гимнастической терминологией на протяжении всего периода обучения необходимо постоянно работать над собой в плане освоения терминологии.

4. Классификация терминов

1. Общие термины - термины отдельных групп упражнений, общих понятий, гимнастических снарядов и его частей, инвентаря (строевые упражнения, вольные упражнения, ОРУ, перекладина, брусья и т. п.).

2. Основные термины - позволяют точно определить смысловые признаки упражнения (например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон, выпад, взмахи, равновесие и т.п.).

3. Дополнительные термины уточняют основные признаки и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. (например: разгибом, дугой, поворотом, стойка на руках, голове, лопатках, прыжок перекидной, кольцом и т. п.). В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

Поочередное - движение, совершаемое сначала одной конечностью, затем другой;

Одновременное - движение, выполняемое конечностями тела одновременно -

Последовательное - движение, выполняемое одной конечностью за другой с отставанием на половину амплитуды;

Симметричные - движения - движения руками и ногами в одном направлении;

Несимметричные - движения, движения руками и ногами в разных направления;

Одноименное - движение, при котором участвует правая рука - правая нога;

Разноименное - движение, при котором участвует правая рука - левая нога, и наоборот.

Название упражнения, как правило, должно состоять из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность.

Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность

4. Термины, которые соответствуют положениям, позам и движениям в разнообразных средствах гимнастики. Эта группа терминов наиболее многочисленная.

Прыжок - преодоление снаряда или пространства свободным полетом.

Вис - положение занимающегося, при котором плечевая ось ниже оси снаряда.

Упор - положение занимающегося, при котором плечевая ось выше оси

Хват - способ держания кистями за снаряд или способ держания предмета (хват сверху, снизу, глубокий, узкий, широкий, обратный и др.).

Ось снаряда - прямая линия, проходящая вдоль снаряда; у бревна - вдоль бревна, у перекладины - вдоль грифа, на кольцах - через точки хвата

Плечевая ось гимнаста - это фронтальная линия, проходящая через центры плечевых суставов гимнаста.

Продольно - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось расположена параллельно оси снаряда (брусья, перекладина, кольца).

Поперек - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось перпендикулярна оси снаряда (упражнение на бревне, на параллельных брусьях).

5. Правила использования гимнастической терминологии.

1. Правила сокращения . Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова - первое обозначает двигаемую часть, второе слово - направление (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).

Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.

Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.

При движениях руками сокращаются также слова - поднять, опустить, выпрямить и т.п.

Ладонями внутрь - не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.

Ладонями вниз - при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову

При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).

При движениях туловищем - слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).

При движении всего тела не говорится слово «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду. Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек - при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно - при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).

Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.

Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, - гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. - спортивная гимнастика; Худож. гимн. - художественная гимнастика Физ. упр. - физические упражнения; Эл. - элемент; Соед. - соединение

2 . Правила уточнения .

а) положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту;

б) направление движения частями тела определяется по его начальному движению;

в) при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета и совершаемый им путь;

г) для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой;

д) название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;

е) повороты на 45° , 90° ,180° записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом.

ж) союз «и» - обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы (стойка на руках и кувырок вперед);

з) предлог «с» - обозначает слитное выполнение элементов, превращая два элемента в один (подъем разгибом с перехватом за верхнюю жердь);

и) тире - обозначает, что между двумя элементами существует пауза.

Правила записи упражнений

1. Все движения отдельными частями тела называются по отношению к туловищу в его вертикальном положении. Например: из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как говорят, ориентируясь на горизонтальную плоскость, а назад, исходя из положения её по отношению к туловищу. Или из положения лежа на спине руки по отношению к горизонтальной плоскости подняты вверх, однако, согласно принятому правилу, это положение следует называть «руки вперед».

2. Если движение совершается несколькими частями тела одновременно, то принято записывать их в следующем порядке: движения ногами, затем туловищем, руками и головой. Например, на один счет нужно: перевести руки за голову; наклонить туловище вправо; повернуть голову направо и отставить правую ногу в сторону. Записывается: «Правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, поворот головы направо».

3. При записи упражнения следует указать:

а. исходное положение (и.п.), из которого выполняется данное движение, например: и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; или: из упора присев, из виса.

б. название движения – основной термин (подъём, поворот, наклон, мах).

в. способ выполнения – дополнительный термин (махом, дугой, разгибом).

г. направление движения – дополнительный термин (вправо, влево, влево-назад).

д. конечное положение (в вис, в стойку, в упор присев).

При записи ОРУ или вольных упражнений:

Например: Из стойки, руки на пояс - наклон вперед прогнувшись,

руки в стороны

а) и.п. - стойка, руки на пояс:

б) название движения - наклон

в) направление движения - вперед

г) характер выполнения - прогнувшись, руки в стороны

При записи упражнений на снаряде (р/в брусья):

Например: и.п. - из виса лежа на нижней жерди подъем разгибом

в упор на в\ж

а) и.п. - из виса лежа на нижней жерди:

б) название движения - подъем

в) способ выполнения - разгибом

г) направление движения и конечное положение - в упор на в\ж

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, вначале указывают основные, затем второстепенные, например:

И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1-2 (счёт) - наклон вперед прогнувшись, руки за голову.

3-4 – выпрямиться, руки на пояс.

4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъём махом вперед с поворотом.

5. При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.

6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево - перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.

7. При записи упражнений, входящих в обязательную программу соревнований, каждый элемент (соединение) записывается с новой строки и справа указывается его относительная трудность в баллах, например:

1. Из виса стоя снаружи наскок в упор………………………….…1,5

2. Перемах правой в упор верхом………………. ………………...1,5

3. Перехват правой хватом снизу за в/ж, махом правой влево поворот налево кругом в вис лежа ………………… ……....1,5

4. Поднимая и сгибая левую, вис присев на ней и махом

правой и толчком левой переворот в упор на в/ж …………………… 2,5

5. Спад в вис лежа, поворот налево в сед на левом бедре

правая рука в сторону ……………………………………………………. 1.5

6. Перехват левой за н/ж и соскок прогнувшись…………….1.5

6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений

Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения. Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке; стойка ноги врозь; стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене; сомкнутая стойка, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.

Присед – положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед; полуприсед с наклоном; «старт пловца»; полуприсед, присед на правой или левой и др.

Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают: выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад; разноименный выпад (указывается нога и направление выпада), например: выпад левой вправо.

Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев; упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись; упор на предплечьях лёжа; упор лёжа сзади и др.

Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад касаясь; наклон в широкой стойке; наклон с захватом.

Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад); равновесие фронтальное;

7. Термины упражнений на снарядах

Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий; хват сомкнутый; хват глубокий.

Вис – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.

Висы смешанные : вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.

Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.

Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.

Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.

Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.

Спад – движение, противоположное подъёму.

Опускание – медленный спад.

Переворот - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.

Оборот – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.

Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.

Большой оборот - круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.

Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание – мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.

Перемах - маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.

Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).

Раскачивание – несколько качей.

Круг - круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.

Перелет - перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.

Подлет - выполение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.

Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Группировка - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.

Согнувшись - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.

Прогнувшись - положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым. -

Сальто - вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.

Фляк - прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.

Пируэт - сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

Угол - положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.

Крест - положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.

Шпагат - положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.

Элемент - составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.

Соединение - сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.

Упражнения (комбинации) - сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

8. Термины для обозначения маховых движений (махов)

Мах вперед - маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.

Мах назад - то же, но в сторону спины.

Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.

Скрещение – два встречных перемаха.

Вход – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).

Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелёт – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Прыжок – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.

Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами

Таковы основные термины, используемые в гимнастике.


Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и пере­мещения занимающегося на гимнастических снарядах. Эти упраж­нения доступны детям с 7-летнего возраста.

Различные сочетания положений (поз) и движений в висах и упорах выполняются в тоническом, изометрическом и ауксотони-ческом режимах, что позволяет оказывать разностороннее воздей­ствие на организм занимающихся и решать самые различные

Общее воздействие. Принятие различных положений в. смешан­ных висах, упорах и седах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, ко­торые характерны для описываемых упражнений, требуют мень­ших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Упражнения в висах и упорах оказывают общее воздей­ствие, гармонически развивают все физические качества, особенно статическую силу. Кроме того, перемещение тела из одного поло­жения в другое требует динамических мышечных усилий, что важ­но для развития скоростно-силовых качеств.

Тренирующее воздействие на внутренние органы. Различные положения тела занимающихся (горизонтальные, наклонные и вер­тикальные-головой вниз) влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равнове­сия, поэтому упражнения в висах и упорах полезны для трениров-


ки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и воспитания уме­ния сохранять хорошую ориентировку в необычных положениях тела.

Формирование осанки. Выполнение упражнений в висах, упорах и седах связано с удержанием равновесия тела на снаряде и сохра­нением правильной осанки, что требует от занимающегося умения хорошо координировать работу многих мышечных групп.

Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражне­ний в висах, упорах и седах, а также наличие тонических рефлек­сов, охватывающих всю мускулатуру тела, и их способность пере­распределять тонус мышц создают благоприятные условия для сохранения равновесия тела и удержания определенных поло­жений.

Регулярное выполнение хорошо отработанных упражнений в висах, упорах и седах на различных гимнастических снарядах яв­ляется эффективным средством формирования правильной осанки.

Выработка дифференцировок пространства, времени и степени мышечных усилий. При выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают умением выполнять различные перемещения тела в пространстве с различной скоростью и с разным характе­ром мышечных усилий. Чтобы научить занимающихся оценивать свои движения и управлять ими, нужно предлагать специальные задания. При выполнении упражнений в висе или упоре лежа мож­но давать задание оценивать угол наклона тела или угол сгибания тела, а при сгибании рук или туловища - определять время, за­трачиваемое на выполнение этих действий, и характер мышечных усилий (выполнять движения быстро и медленно с максимальными и минимальными мышечными напряжениями).


В выполнении любых движений принимают участие все органы чувств: зрение, слух, мышечная, кожная и вестибулярная чувстви­тельность. Особое место в управлении движениями занимает мы­шечное чувство. «Роль мышечного чувства,- пишет проф. А. Н. Кре­стовников,- чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осу­ществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о време­ни и пространстве» *.

Однако следует учитывать, что умение оценивать движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий воз­можно только при выполнении специальных упражнений, какими являются упражнения в висах, упорах и седах на гимнастических снарядах. Для формирования первоначальных умений управлять ■ своими движениями можно использовать следующие упражнения:

1. Принять положение виса лежа так, чтобы угол наклона тела по отношению к полу (рис. 97) был равен 45°. Определить точ­ность выполнения задания может учитель или один из учащихся, который, стоя сбоку, зрительно измеряет угол наклона тела по

*А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражне­ний. М., ФиС, 1951, стр. 64.


Градуированной шкале, на фоне которой выполняется упражнение. Срочная информация о величине ошибки дает возможность зани­мающемуся сравнить возникшие у него мышечные ощущения от выполненного действия с полученными результатами и исправить ошибку. Повторяя это задание, занимающиеся достигают высокой точности движений.

2. То же, но выполнить вис лежа под углом 35 и 25°.

3. То же, но принять положение виса лежа и определить угол наклона тела.

4. Принять положение виса лежа и согнуться в тазобедренных суставах на заданный угол (150, 120, 90°; рис. 98).

5. Из виса лежа ноги назад (рис. 99) прогнуться на 200 и 210°. Путем срочной информации о степени прогибания выработать диф-ференцировку степени прогибания на 200 и 210°.

6. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке, прогиба­ние тела на 200 и 210° и сгибание его на 90 и 150°.

7. То же, но выполнять упражнения медленно (на 3-4 счета)^ и быстро (на 1 счет) и по сигналу (хлопок).


ных групп мышц и регулирования их напряжения. Обучать этим действиям удобно в процессе выполнения упражнений в висах и упорах.

Классификация упражнений

Висы и упоры относятся к наиболее простым статическим и си­ловым упражнениям.

Статические упражнения - это неподвижные положения в сме­шанных и простых висах, упорах и седах, выполняемых на гимна­стических снарядах, стенке, лестнице, канате.

Статические упражнения в смешанных висах

Вис стоя - наклонное положение тела стоя при хвате руками за снаряд (рис. 100), туловище и ноги выпрямлены, голова прямо, как при стойке «смирно».

Вис стоя согнувшись - в висе стоя тело согнуто, спина прямая, голова отведена назад (рис. 101).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама