THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.

К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения:
а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания;
б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, диафрагмального, полного и их различных сочетаний);
в) в изменении фаз дыхательного цикла (различные изменения соотношений по времени вдоха и выдоха, включение кратковременных пауз и задержек дыхания за счет «выдувания» и других способов, сочетание дыхания с произнесением звуков и др.).

К статическим дыхательным упражнениям также относятся упражнения с дозированным сопротивлением:
а) диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста в области края реберной дуги ближе к середине грудной клетки (рис. 5.2):
б) диафрагмальное дыхание с укладкой на верхний квадрант живота мешочка с песком (0,5-1 кг);
в) верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления при давлении рук методиста в подключичной области (рис. 5.3);
г) нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением при давлении рук методиста в области нижних ребер (рис. 5.4);
г) верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления при нажатии методистом руками в верхней части грудной клетки (рис. 5.5);
д) использование надувнъгх игрушек, мячей, различных аппаратов.


Рис. 5.2. Диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.3. Верхнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.4. Нижнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.5. Верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук метод и ста


Динамическими называются упражнения, в которых дыхание сочетается с различными движениями:
а) упражнения, при которых движения облегчают выполнение отдельных фаз или всего дыхательного цикла;
б) упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных частей или в целом одного или обоих легких;
в) упражнения, способствующие восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы;
г) упражнения, способствующие растягиванию спаек в плевральной полости;
д) упражнения, формирующие навыки рационального сочетания дыхания и движений.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания. При выполнении специальных физических упражнений зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи, что создает оптимальные условия для оттока отделяемого из пораженных бронхов и полостей.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дренажные упражнения (рис. 5.6).


Рис. 5.6. Дренажные дыхательные упражнения: А — статические дыхательные упражнения: схема дренажных положений для всех сегментов легкого (I—IX; арабскими цифрами обозначены бронхи, для которых создаются лучшие дренажные условия б указанном положении); Б — динамические дыхательные упражнения: наклон туловища влево с поднятой рукой способствует дренированию бронхов верхней доли правого легкого (I); наклон туловища вперед способствует выведению мокроты; методист надавливает на грудную клетку синхронно с кашлевым толчком (II); подтягивание ноги к грудной клетке помогает увеличению подвижности диафрагмы, выведению мокроты из нижней доли правого легкого (III); наклон туловища к стопе левой ноги способствует дренированию бронхов правой нижней доли (IV); имитация подлезания под барьер стимулирует дренирование бронхов нижних долей обоих легких (V)


Идеомоторные упражнения заключаются в активной посылке импульсов к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения сегментов конечности. Такие упражнения, вызывая сокращения мышц, влияют на их укрепление и повышение работоспособности. Упражнения рекомендуют больным на постельном режиме, при иммобилизации, параличах и парезах.

Ритмопластические упражнения чаще применяют после выписки больного из стационара на этапе восстановительного лечения (поликлиника — санаторно-курортное долечивание) с целью полной коррекции функций ОДА (например, при заболеваниях суставов, после травм или хирургических вмешательств), а также в неврологической практике (при неврозах). Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением в заданном ритме и тональности, в зависимости от функционального состояния больного, типа высшей нервной деятельности, возраста и толерантности к нагрузке.

Упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов, В зависимости от конкретных условий упражнения выполняют: без предметов; с предметами и снарядами (гимнастические палки, мячи, гантели, булавы и др.); на снарядах (сюда можно отнести и механотерапевтические снаряды).

В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнения разделяют на циклические и ациклические (схема 5.4).


Схема 5.4. Кинематическая характеристика упражнений


Циклические движения характеризуются закономерным последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.

Физиологическая основа циклических движений — ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании щгклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптимального ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к ритмическим раздражениям, ускоряет врабатываемость.

К локомоторным (переместительным) циклическим упражнениям относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, езда на велосипеде и др. Эти упражнения включают многократное повторение стереотипных циклов движений.

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Ациклическим движениям, как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения.

Ациклические движения делятся на: а) однократные двигательные акты и их комбинации; б) собственно силовые; в) скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал спортивных дисциплин (например, спортивные игры, гимнастика и др.).

Все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные с преобладанием соответственно анаэробного или аэробного компонента энергопродукции. При выполнении анаэробных упражнений ведущим качеством служит мощность, при выполнении аэробных — выносливость.

Физические упражнения, используемые для лечения различных заболеваний, могут быть малой, умеренной, большой и (редко) максимальной интенсивности.

При упражнениях малой интенсивности в виде, например, медленных ритмичных движений стоп или сжимания и разжимания пальцев кисти, а также изометрических напряжений небольших групп мышц (например, мышц-сгибателей предплечья при гипсовой иммобилизации) общие физиологические сдвиги незначительны. Изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы благоприятны и состоят в сочетании небольшого увеличения ударного объема сердца и обшей скорости кровотока, небольшого повышения систолического и понижения диастолического и венозного давления. Наблюдаются незначительное урежение и углубление дыхания.

Упражнения умеренной интенсивности сопровождаются мышечными напряжениями средней силы со средней скоростью сокращения, растягивания, изометрическими напряжениями и расслаблением сравнительно большого количества мышечных групп или мышц. Примерами могут быть выполняемые в медленном и среднем темпе движения конечностями и туловищем, движения, аналогичные используемым при самообслуживании, ходьба в медленном и среднем темпе и др. Активизация корковых процессов при них умеренная. Пульс и систолическое АД в большинстве случаев незначительно повышаются, диастолическое — снижается. Умеренно учащаются и углубляются дыхательные движения, увеличивается легочная вентиляция. Восстановительный период короткий.

Упражнения большой интенсивности вовлекают крупные группы мышц с умеренной или большой силой и иногда со значительной скоростью их сокращений, выраженными статическими напряжениями мышц-синергистов, интенсивными изменениями вегетативно-трофических процессов под влиянием позно-тонических реакций (например, быстрая «поточная передача» мячей, быстрая ходьба, упражнения на гимнастических снарядах, сопровождающиеся переносом веса тела на верхние конечности, ходьба на лыжах и др.). Эти упражнения значительно повышают возбудимость и подвижность корковых процессов. Заметно учащается пульс, возрастает систолическое и снижается диастолическое АД. Нерезко учащается и углубляется дыхание; легочная вентиляция нередко обеспечивает доставку большего, чем усваивается организмом, количества кислорода. Восстановительный период достаточно длительный.

Упражнения субмаксимальной и максимальной интенсивности включают в движение большое количество мышц с предельной интенсивностью и высокой скоростью их сокращений, резко выраженными позно-тоническими реакциями (например, бег на скорость). Высокую мощность выполняемой работы пациенты могут поддерживать не более 10—12 с, поэтому деятельность вегетативных органов и обмен веществ не успевают возрасти до максимальных пределов. Быстро нарастает кислородный долг. Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем максимально усиливается по окончании занятий; большая ЧСС сочетается с мало изменяющимся ударным объемом сердца и предельным усилением дыхательной функции.

Это система специальных упражнений, стимулирующих активность дыхательной системы. Различные варианты этой методики используются для лечения и профилактики заболеваний, борьбы с избыточным весом, а также на этапе реабилитации в составе ЛФК (лечебная гимнастика). Система очень проста в освоении, наглядное подтверждение тому - детская дыхательная гимнастика, которая нередко входит в программу физического воспитания дошкольных образовательных учреждений.

Как действует дыхательная гимнастика?

В процессе дыхания явно или косвенно принимает участие большая часть организма. Продолжительный недостаток кислорода, если и не убивает человека, то приводит к тяжёлым патологическим процессам, признаки которых хорошо заметны - ухудшается общее самочувствие, снижается работоспособность, память, когнитивные способности, периодически возникают приступы головокружения или мигрени, обостряются хронические заболевания, учащаются простуды и пр. Ситуацию осложняет то, что истинная причина перечисленных последствий не всегда очевидна.

Дыхательная гимнастика представляет собой упражнения - некоторую последовательность вдохов и выдохов определённой амплитуды и частоты, которые принудительно стимулируют активность органов дыхания. Как результат, увеличивается поступление кислорода в организм и стимулируются обменные процессы. Продолжительные занятия дыхательной гимнастикой позволяют:

  • стабилизировать работу вегетативной системы, что позволяет использовать метод для лечения неврозов, психологических расстройств, вегетососудистой дистонии;
  • стимулировать организм на потребление накопленных ресурсов. Дыхательная гимнастика для похудения рекомендуется многими врачами в комплексе с диетой и занятиями спортом;
  • развить органы дыхательной системы, поражённые или ослабленные патологическими процессами. Методика хорошо себя зарекомендовала при лечении и профилактики бронхита, астмы, простудных заболеваний. Также система полезна при подготовке спортсменов, певцов и дикторов;
  • улучшить общее самочувствие. Даже если человек совершенно здоров, дыхательная гимнастика может использоваться вместе с техниками релаксации.
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. наиболее известна на территории бывшего Советского Союза. В основу системы вошли упражнения, которые на протяжении всей жизни выполняла сама Стрельникова. Дыхательная гимнастика формирует особую технику вдоха - воздух быстро вбирается через нос, при этом оказывается внешнее физическое воздействие на грудную клетку. Автор метода - известная оперная певица, поначалу использовала систему для устранения проблем с голосом, но затем обнаружила положительный эффект при лечении и профилактики респираторных заболеваний. Гимнастика Стрельниковой прошла проверку в ведущих медицинских и исследовательских центрах;
  • дыхательная гимнастика Бутейко К. П. или метод волевой ликвидации глубокого дыхания разработан в 1950-1960-х годах и используется при лечении бронхиальной астмы. Исследования показали, что у пациентов, страдающих некоторыми заболеваниями, наблюдается повышенная вентиляция лёгких. Принудительное уменьшение объёма вдыхаемого воздуха позволяет стабилизировать обмен веществ, снизить потребность в лекарствах и улучшить общее состояние организма. Метод Бутейко исследовался целым рядом зарубежных учёных и заслужил их рекомендации;
  • дыхательная гимнастика Корпан М. И. используется для похудения. Глубокое дыхание натощак стимулирует обменные процессы в организме, благодаря чему в кратчайшие сроки уменьшается объём подкожной жировой клетчатки.

Дыхательная гимнастика в детском саду

Респираторные заболевания особенно распространены в раннем возрасте. Иммунная система ребёнка ещё слишком слаба и подчас не может эффективно противостоять инфекции. С этой проблемой поможет справиться дыхательная гимнастика для детей.

Групповые занятия в детском саду проводятся опытными педагогами и тренерами, что позволяет реализовать весь потенциал метода. Оздоровительные сеансы имеют следующие особенности:

  • детям сложно понять всю пользу дыхательной гимнастики, поэтому занятия могут быть им не интересны. Должный уровень мотивации помогут создать игровые элементы;
  • упражнения должны вызывать у малышей ассоциации с хорошо знакомыми им объектами, например, воспитатель может попросить скопировать движение паровоза. В процессе занятий нередко используется картотека дыхательной гимнастики. Она представляет собой набор больших карточек, на которых в виде ярких картинок изображены соответствующие упражнения;
  • одна и та же программа занятий быстро наскучит детям, поэтому нужно периодически менять форму оздоровительных сеансов. Как вариант, можно разыграть небольшое представление в виде последовательности из нескольких упражнений.

Упражнения дыхательной гимнастики

В общеукрепляющий комплекс дыхательной гимнастики чаще всего включаются следующие упражнения:

  • полный выдох через рот. Задача этого упражнения - полностью освободить лёгкие от воздуха. Губы вытягивают вперёд трубочкой. Затем начинают медленно выдыхать через рот;
  • резкий вдох носом. Правильность выполнения этого упражнения можно определить по издаваемому шуму - вдох должен быть максимально громким;
  • резкий выдох ртом. На выдохе втягивают живот и тем самым дополнительно стимулируют сокращение диафрагмы;
  • задержка дыхания. Перед началом упражнения не нужно полностью наполнять лёгкие воздухом. Прекращают дышать, слегка наклоняют голову вперёд. Начинают медленный отсчёт в уме и при этом постепенно втягивают живот. На первом этапе стараются дойти до четвёртого такта, позже - до восьмого;
  • вдох через нос. Упражнение выполняют сразу же после задержки дыхания. Не нужно пытаться отдышаться, воздух должен сам свободно входить в лёгкие.

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на улучшение функции органов дыхания. Гимнастика чрезвычайно эффективна при бронхите и бронхиальной астме – результатом упражнений становится хорошее отхождение мокроты, очищение дыхательных путей и насыщение организма кислородом.

Уделяя внимание правильному дыханию, можно ускорить выздоровление и предотвратить рецидивы заболевания. Таким образом, эту методику можно считать достойным лечением респираторных заболеваний, которое абсолютно не потребует финансовых затрат.

Упражнения приводят к повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата , к которым можно отнести не только дыхательные пути, но и мускулатуру. Длительное течение респираторных заболеваний приводит к утомлению мышц и диафрагмы. Гимнастика убирает излишнее напряжение, повышает выносливость, возвращает нормальный режим работы. Это достигается благодаря следующему механизму действия:

  1. Стимуляция обменных процессов и кровоснабжения легочной ткани.
  2. Восстановление нервной регуляции процесса воздухообмена.
  3. Облегчение носового дыхания.
  4. Устранение морфологических изменений (спаек) и застойных явлений.
  5. Исправление патологических состояний грудной клетки и позвоночника.
  6. Оздоровление пациента в плане нервно-психического и эмоционального состояния.

На уровне физиологии это достигается улучшением процесса газообмена в альвеолах, которые и являются главным местом, где происходит смена кислорода и углекислого газа.

Важную часть положительного действия на организм составляют физические нагрузки на все части тела (пресс, плечевой пояс, ноги, руки). Таким образом, на определенный дыхательный комплекс откликается весь организм и происходят положительные изменения.

Польза правильного дыхания

Упражнения для дыхательной системы полезны пациентам любого возраста и пола . Особенную эффективность показывает дыхательная гимнастика при бронхите и бронхиальной астме, когда на первое место выходит задача очистить бронхи и облегчить дыхание пациенту.

Главный эффект, который дают занятия, — усиление тканевого дыхания и усвояемости кислорода. Именно от этого зависит жизнедеятельность всех клеток человеческого организма. Результатом становится нормализация работы различных органов и систем, не только респираторных.

Правильное дыхание и лфк могут быть, как способом лечения, так и поддержания здоровья в период ремиссии. При хроническом бронхите упражнения для легких должны стать нормой в повседневной жизни . Занятия улучшат не только состояния дыхательных путей, но и повысят общий иммунитет.

Важным аспектом является вдыхаемый воздух. Он должен быть влажным и прохладным, чтобы бронхиальный секрет имел правильные реологические свойства, а накопившаяся мокрота легко отходила.

Противопоказания

  1. Высокая температура.
  2. Значения СОЭ в клиническом анализе крови выше 30 мм в час.
  3. Кровотечения.
  4. Туберкулез.
  5. Острый тромбофлебит.
  6. Онкологические заболевания.

Общие правила

Техника выполнения может отличаться, в зависимости от выбранной методики. Однако общими рекомендациями являются:

  1. Концентрация на вдохе . Именно правильный вдох и его сочетание с физическими усилиями приносит пользу. Выдох должен быть пассивным, без напряжения мускулатуры.
  2. Если пациент чувствует дискомфорт или ему нужно откашляться, допускается перерыв между упражнениями, однако они не отменяются.
  3. Занятия лучше проводить до еды.
  4. Вдох делается носом, а выдох – ртом.
  5. Большинство методик предполагает ритмичные упражнения и вдохи. Счет идет на восемь, ритм должен соблюдаться в течение всего занятия.
  6. Регулярность выполнения очень важна. Занятию следует уделять не менее 30 минут дважды в день.

Особенности упражнений

Для занятий не нужно никаких специальных приспособлений, понадобиться может только стул или кровать.

Комплекс повторяется 8 раз и делается несколько подходов с небольшими промежутками для отдыха.

Что тренирует зарядка при бронхите

Независимо от выбранной методики, совокупность физических упражнений и правильного процесса вдоха-выдоха способствует оздоровлению всего организма. Занятия оказывают влияние на:

  1. Диафрагму.
  2. Сердечно-сосудистую систему.
  3. Психоэмоциональное состояние.
  4. Проведение нервных импульсов и болевые ощущения.
  5. Состояние кожи.
  6. Обменные процессы, в частности, расщепление жиров.
  7. Гладкую мускулатуру бронхов.
  8. Качество бронхиального секрета.

Сокращения диафрагмы стимулируют работу внутренних органов, а усиленное кровообращение обеспечивает питание каждой клеточки организма. избавляют не только от респираторных заболеваний, но и от лишнего веса, вегето-сосудистой дистонии, депрессивных состояний.

Полное и поверхностное дыхание

При поверхностном дыхании воздух заполняет только верхнюю часть легких, а в процессе вдоха задействованы только ребра, ключицы и плечи. Йога считает такой способ одним из худших, так как качество дыхания очень низкое . Это объясняется тем, что кислород не поступает в альвеолы и не участвует в полезном газообмене.

Полное дыхание обладает максимальной пользой. В нем задействован весь дыхательный аппарат – легкие, дыхательные пути, мышцы пресса, диафрагма, ребра, плечевой пояс. Процесс напоминает волну и происходит очень мягко и плавно:

  1. Живот подается вперед и расширяется грудная клетка.
  2. Воздух заполняет нижнюю, а затем среднюю часть легких.
  3. После этого поднимаются ключицы, освобождая место в верхних отделах легких. Живот начинает втягиваться и происходит акт выдоха.

Такой способ стимулирует обмен веществ, ускоряет выведение шлаков , повышает общую сопротивляемость неблагоприятным факторам, придает уверенности и спокойствия. Полный глубокий вдох полностью вентилирует легкие, замедляет частоту пульса, понижает давление и стимулирует пищеварение.

Популярные методики

Методика Стрельниковой . и пневмонии — идеальная лечебная методика для отхождения мокроты. Все внимание уделяется вдоху, который должен быть резким и сильным.

Йога . Целью является управление духовным состоянием через связь физиологических и психических функций.

Методика Цигун . Комплекс медитативных и дыхательных упражнений, которые должны сочетаться с диетологическими предписаниями.

Бодифлекс . Выполняется для оздоровления организма и похудения. Целью является сжигание лишнего жира и превращение его в мышечную массу благодаря правильному дыханию и усилению метаболизма.

Метод Бутейко. Разработан для лечения болезней способом поверхностного дыхания. Помогает при аллергических заболеваниях, усталости, атеросклерозе, дистонии, ЛОР-болезнях.

Система Мюллера . Основу составляют дыхательные упражнения, которые должны стать способом жизни. После занятий предписываются водные процедуры и самомассаж.

Гимнастика Пэм Гроут. Направлена на похудение благодаря тому, что кислород оптимизирует всасывание питательных веществ и ускоряет преобразование жира в энергию.

Солнечно-лунное дыхание . Считается, что попеременное дыхание через ноздри стимулирует нервные окончания и передает сигналы к мозгу. Это дает возможность контролировать сердцебиение, температуру и другие физиологические процессы.

Вьетнамская гимнастика . Между глубоким вдохом и выдохом делается пауза. Методика помогает наладить обмен веществ и провести массаж внутренних органов.

Методика Оксисайз. Дышать нужно непрерывно и циклически. Параллельно выполняются некоторые физические упражнения для максимального раскрытия грудной клетки и доступа кислорода.

Упражнения при бронхите

Как улучшить дыхание при остром бронхите? Вот некоторые :

  1. Опустите вниз руки и наклоните корпус вперед . Сделайте носом шумный вдох, чуть подавая тело вперед. На выдохе нужно приподняться обратно. Передышку можно сделать через 8 повторений.
  2. Немного наклонитесь вперед и резко вдохните . Задерживайте дыхание, сколько получится. Такая зарядка у взрослого очень эффективна при кашле и трудноотделяемой мокроте.

Дыхательная гимнастика при бронхите для детей

Дети легче выполняют дыхательные и дренажные упражнения в игровой форме. Как укрепить бронхи ребенку и как делать упражнения:

  1. Тренировка легких воздушным шариком . Надувайте с ребенком воздушные шарики наперегонки. Альтернативой могут стать мыльные пузыри или сдувание перышка.
  2. Расположите ребенка на животе, чтобы голова была ниже туловища. Пока он будет дышать, легко постукивайте ему по спине, приговаривая стишок или считалочку. После упражнения нужно откашляться.

В процессе дыхания могут быть задействованы верхние, нижние мышцы дыхательной системы и диафрагма. Лечебная физкультура, или ЛФК, обучает пациента задействовать различные мышцы для обеспечения эффективного газообмена и оздоровления органов дыхания.

Особенности ЛФК для нормализации дыхания

Когда пациент подвергается заболеваниям легких, дыхание затрудняется из-за того, что легочная ткань теряет свою эластичность, бронхиальная проводимость ухудшается, и, как следствие, нормальный газообмен становится невозможным. Страдают и бронхи: происходит их патологический спазм, стенки утолщаются, а сами ветви бронхиального древа закупориваются излишками мокроты.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания призвана усилить отделение мокроты и очистить бронхи от ее избытка, усилить кровообращение в органах дыхания, стимулировать иммунитет.

В восстановительный период после простуды или в период обострения хронических болезней легких лечебная дыхательная гимнастика позволяет уменьшить спазм мускулатуры бронхов (тем самым нормализуя дыхание) и интоксикацию.

Гимнастика при предусматривает 4 основных метода воздействия на организм пациента:

  1. Общетонизирующие упражнения, которые активизируют процесс дыхания и положительно сказываются на состоянии всех органов и систем.
  2. Дыхательные упражнения, направленные специально на дыхательную мускулатуру и оказывающие воздействие на органы дыхания.
  3. Методы коррекции текущего патологического процесса, т.е. способствуют выведению мокроты, улучшению кровообращения и т.д.
  4. Упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Дыхательные упражнения эффективны в качестве метода вспомогательного лечения или реабилитации. Однако ими нельзя заменить лекарственную терапию или другие медицинские процедуры.

Кроме того, лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания имеет свои ограничения: ее нельзя применять пациентам при тяжелой дыхательной недостаточности, плевритах, абсцессе и ателектазе легких, а также оздоровительная дыхательная гимнастика не может служить средством для остановки астматического статуса и применяться при кровохаркании.

Какие упражнения наиболее эффективны?

Лечебные упражнения имеют свои особенности в зависимости от того, какое заболевание диагностировано у пациента. Далее рассмотрим примерные комплексы упражнений при наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания.

Пневмония в процессе обострения

При острой пневмонии дыхательные упражнения призваны решать следующие задачи:


Дыхательные упражнения начинают применять на третий день после госпитализации, во время постельного режима.

Для лежачих больных предусматривает следующий комплекс действий:

  1. Пациент лежит на спине и дышит спокойно. Далее нужно глубоко вдохнуть и поднять руки вверх, на выдохе – опустить.
  2. На вдохе нужно прямую ногу поднять в сторону, на выдохе – вернуть обратно.
  3. Согнутые в локтях руки нужно поднять в стороны на вдохе, на выдохе – опустить.
  4. Затем во время вдоха руки развести в стороны, на выдохе руками подтянуть колени к животу.

Все упражнения из этого комплекса необходимо повторить несколько раз, учитывая физическое состояние пациента. По мере улучшения его самочувствия можно увеличивать количество подходов.

Общее число упражнений в комплексе должно составлять 20-25. Упражнения заканчиваются сидя. Врачу лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за состоянием пациента, пресекать резкие движения при выполнении упражнений.

Плеврит

Дыхательные назначают со второго дня госпитализации (в постельном режиме), с конца первой недели в полупостельном и со второй – в общем режиме.

Каждое занятие в постельном режиме длится не более пяти минут, имея в виду болевой синдром пациента, однако упражнения лучше повторять чаще, например, каждый час.

Затем количество занятий уменьшают до трех раз в день длительностью до 20 минут. Во время соблюдения постельного режима можно выполнять следующие упражнения:


После перевода пациента в полулежащий и общий режим, можно использовать методы гимнастики, описанные выше. Упор делается на повороты туловища, работу плечевыми суставами, круговые движения руками – это помогает вывести избыток жидкости из плевральной полости.

При переломе ребер, для профилактики простудных заболеваний, во время простуды (острого бронхита) применяются те же упражнения, что и для лечения пневмонии. Состояние пациента и длительность упражнений врач оценивает в индивидуальном порядке.

Применение лечебной дыхательной гимнастики при других заболеваниях

Дыхательная гимнастика при гайморите включает в себя следующие упражнения:


И насморке проводится по той же схеме. Важно перед выполнением упражнений очистить носовые проходы для облегчения дыхания, а также следить за состоянием пациента: давать ему небольшой отдых между подходами, следить за отсутствием головокружения.

Дыхательная гимнастика при аритмии сердца предусматривает те же дыхательные упражнения, что были озвучены выше. Их интенсивность наращивается постепенно.

Начинать нужно с «ладошек», «погонов», «насоса» и «кошки», через неделю можно добавить другие. В дыхательной гимнастике для сердца и сосудов могут использоваться и другие упражнения из комплекса Стрельниковой – «повороты головы», «ушки», «перекаты», «шаги». Эту же схему можно использовать при тахикардии, добавляя к ним аутогенную тренировку и медитацию. Дыхательная гимнастика для сердца позволяет нормализовать пульс и снизить риск возможных осложнений.

Дыхательная гимнастика для снижения артериального давления состоит из получасового выполнения «ладошек», «погончиков», «насоса», «кошки» и «обними плечи». На каждое упражнение для снижения давления требуется 8 вдохов по 12 повторений. Если снизить давление необходимо экстренно, этот комплекс выполняется единовременно. Дыхательная гимнастика при гипертонии предусматривает повторение этого комплекса упражнений с постепенным наращиванием числа вдохов – сначала до 16, затем до 32.

Дыхательная гимнастика при ВСД предусматривает такие упражнения, как ритмичное дыхание одной ноздрей, упражнения для развития грудного и брюшного дыхания.

Эти техники, кроме уменьшения вегето-сосудистых нарушений, также хорошо работают в качестве дыхательной гимнастики от стресса, для сердца и сосудов, при неврозах. К ним можно присоединять и упражнения из комплекса Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика после инсульта включает в себя упражнения, описанные выше, для лежачих больных при пневмонии. Гимнастика для сосудов головного мозга должна проходит исключительно под наблюдением врача.

Дополнительные показания и противопоказания для гимнастики

Комплекс упражнений Стрельниковой также применяется для снятия стресса, при неврозах, в качестве вспомогательного метода при аллергии. Дыхательная гимнастика при запорах включает в себя упражнения на «брюшное» дыхание, при вазомоторном рините – на «грудное».

Дыхательная гимнастика для пожилых людей используется для коррекции таких состояний, как неврастения, дистония, вегетация нервных переживаний, типичных для этого возраста, а также для снятия стресса после нервных потрясений или хирургических вмешательств.

Дыхательная гимнастика при сколиозе особенно полезна для детей и помогает предотвратить нарушения газообмена из-за нарушения расположения внутренних органов.

Дыхательную гимнастику нельзя применять пациентам в тяжелом состоянии, в первые дни постельного режима. Наклоны, повороты, активные движения противопоказаны людям, перенесшим инфаркт и инсульт, а также имеющим проблемы с сосудами мозга (аневризмы, тромбы и т.д.). Кроме того, выполнение дыхательных упражнений противопоказано людям с угрозой кровотечения или абсцесса легкого, т.к. увеличение кровотока может повлечь за собой прорыв гнойной полости или сосуда. П

ациентам с температурой также лучше воздержаться от выполнения дыхательных упражнений: повышение активности не даст температуре снижаться.

Противопоказано выполнение дыхательной гимнастики людям с:

  • высоким внутричерепным давлением;
  • травмой головы или позвоночника;
  • тяжелыми патологиями внутренних органов или сосудов.

Кроме того, при высокой степени близорукости также нежелательно выполнение дыхательной гимнастики из-за риска повышения внутриглазного давления. Детям и пациентам, перенесшим хирургическое вмешательство, или при подготовке к нему обязательно наблюдение врача при выполнении упражнений.

Эффективность дыхательных упражнений (в частности, по методике Стрельниковой) доказана при перечисленных выше патологических состояниях в качестве вспомогательного лечения. Дыхательные упражнения не отменяют курса антибиотиков и прочего медикаментозного лечения, однако они увеличивают их эффект за счет усиления лимфатической и кровяной циркуляции.

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания помогает человеку реабилитироваться после перенесенной болезни, а регулярное выполнение упражнений работает в качестве профилактики сосудистых, легочных и некоторых других видов заболеваний.

При бронхите, особенно запущенной хронической форме, нужен комплексный подход к лечению. Одна из наиболее эффективных его составляющих – дыхательная гимнастика при бронхите, укрепляющая легкие, помогающая избавиться от застоя мокроты в них.

После острой формы, в периоды ремиссии при хроническом бронхите гимнастика поможет окончательно восстановиться, избежать последующих обострений. Помимо того, дыхательные гимнастики зачастую подходят при иных процессах в легких: астме, воспалении и прочих.

Очевидный плюс дыхательной гимнастики – почти полное отсутствие противопоказаний. Она подходит для людей любого возраста и степени заболевания. Единственное ограничение – обострение болезни.

Как делать гимнастику?

Существует множество методик, подходящая подбирается специалистом в зависимости от тяжести заболевания и состояния пациента. Главное при выполнении упражнений – точное следование инструкциям и желание действительно улучшить свое состояние. В таком случае занятия приведут к результату, он станет заметным действительно скоро.

Помимо самой гимнастики нужно научиться правильно дышать. Вдыхать следует быстро, носом, выдыхать – поочередно ртом и носом, медленно, глубоко.

Важно! Стоит помнить, что исключив медикаментозную терапию, должного эффекта от гимнастики не будет.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Данная методика была разработана Александрой Стрельниковой, педагогом по вокалу, считавшей, что все проблемы с легкими случаются из-за неправильной работы диафрагмы, недостатка их вентиляции. Конкретно для борьбы с этими проблемами существует данная гимнастика. Особенно она хороша при хроническом состоянии, во время ремиссий.

Для терапии бронхита следующие упражнения нужно выполнять два раза в сутки в течение 2-3 недель. Они считаются основными.

Упражнение «Ладошки»

Данное упражнение выполняется для разминки. Встать надо прямо, опустить локти и как бы показать свои ладони несуществующему зрителю. В этой позе сделать резкий вдох и сжать кулачки. Важно сделать это с силой. Потом выдохнуть, расслабив пальцы. Начинать можно с 4 вдохов за занятие, потом дойти до 96.

Упражнение «Насос»

Следует принять исходную позицию: корпус несильно наклонен, руки расслаблены, опущены вдоль туловища. Нужно сделать шумный вдох, слегка наклонившись вперед, при выдохе вернуться в начальное положение. Упражнение предписано исполнять без спешки, излишней напряженности. Для одного подхода достаточно 8 вдохов.

Упражнение «Обними плечи»

Это упражнение исключительно полезно при бронхите. Нужно поднять согнутые в локтях руки на высоту плеч, сделать резкий вдох, скрещивая руки, будто стараясь обнять свое тело. На выдохе развести конечности. Сильно напрягать мышцы не стоит. Сделать 15 вдохов.

Упражнение «Восьмерка»

Данное упражнение способствует выходу мокроты из дыхательных путей. Слегка наклонившись вперед, нужно сделать быстрый вдох и сдержать выдох. Про себя считать до 8 в размеренном темпе, можно несколько раз. После спокойно выдохнуть.

Упражнение «Сбросим груз»

Следует встать прямо, ладони сжать в кулаки, положить руки на пояс. Сделать резкий шумный вдох, выпрямив руки вниз и раскрыв кулаки. Выглядеть это должно, будто человек сбрасывает груз с плеч. На выдохе возвратиться в исходное положение, расслабить тело.

Это упражнение следует делать по 8 раз за подход.

После полностью выполненной программы надо дать мышцам расслабиться. Для этого нужно наклонить шею вперед, насколько получится, положив руки на живот. Если начинается приступ кашля, не стоит его подавлять.

В комплекс, созданный Стрельниковой, входят и иные упражнения, но приведенные выше являются наиболее эффективными при бронхите. Несколько первых занятий должно проходить под контролем врача. Лучше, если он специализируется на дыхательной гимнастике.

Важно! Если состояние ухудшается во время упражнений, стоит прекратить занятие.

Дыхательная гимнастика при бронхите по Бутейко

Методика, выработанная физиологом Константином Бутейко, меньше подходит для лечения бронхита и вызывает споры у врачей, многие считают ее бесполезной, опасной, она может способствовать уменьшению объема легких.

Смысл данного метода заключается в контроле над дыханием. Бутейко считал, что поверхностное, неглубокое дыхание гораздо полезнее для организма. Обычно эта методика помогает при астматических заболеваниях.

Принцип простой: надо делать поверхностные вдохи на 2-3 секунды, потом быстрый легкий выдох. Паузы между вдохами должны быть максимально большими. На первых порах появится ощущение недостатка воздуха, верном подходе оно должно пройти. Основное преимущество данного метода – возможность выполнять упражнение в любых условиях, на работе или в транспорте.

Важно! Методику Бутейко не стоит применять без рекомендаций врача из-за ее спорности.

Основные методики являются абсолютно безопасными, но крайне эффективными, их разрешают для занятий с малышами. Дыхательная система, мышцы у детей слабее, чем у взрослых, у них бронхит дает больше осложнений. В целях профилактики подходит дыхательная гимнастика.

Стоит быть осторожнее при обструктивном бронхите. Гимнастику стоит начинать после окончания острой стадии с сухим тяжелым кашлем, начала лечения медикаментами.

Двигаться надо от простого к сложному, постепенно увеличивая нагрузку и время занятий. При хроническом бронхите заниматься можно во время ремиссий, особое внимание уделить укреплению мышц при дыхании, не только выходу мокроты.

Детям лучше заниматься в специализированных ЛФК группах, где все упражнения будут выполняться под присмотром специалиста, который будет корректировать действия и наблюдать за полноценным исполнением. Если данной возможности нет, следует убедить ребенка в необходимости занятий, не стоит лениться и избегать их.

Для пожилых при бронхите

Бронхит у пожилых людей протекает сложнее, чем у молодых, их легкие больше не такие сильные. Процессы, идущие при бронхите, могут привести к летальному исходу. Поэтому для пожилых дыхательная гимнастика зачастую необходима.

Методика Стрельниковой оказывается наиболее эффективной в данном случае, поскольку ее можно выполнять сидя в постели. Это важно для людей с другими тяжелыми хроническими болезнями и нуждающимся в строгом постельном режиме, организм сильно ослаблен.

Чем старше человек, тем аккуратнее следует выполнять упражнения. Между ними должны быть увеличены паузы, если появляются болезненные ощущения, следует снизить нагрузку.

Хорошо комбинировать дыхательную гимнастику с другими элементами ЛФК, комплексный подход к укреплению легких и организма в целом приветствуется.

Не стоит забывать и о медикаментозном лечении, оно обязательно в любом случае. Можно добавить в программу терапии народные методы при отсутствии противопоказаний. В целом, главное в лечении бронхита – комбинирование различных методик. Дыхательная гимнастика может стать важной составляющей успешной терапии.

Дыхательная гимнастика после бронхита

При любом бронхите всегда есть вероятность рецидива – повторного возникновения заболевания. Чтобы не допустить этого, дыхательной гимнастикой стоит заниматься и после исчезновения всех симптомов.

Укреплять легкие, диафрагму, мышцы всегда важно, это спасет от вероятных проблем, существенно поднимет сопротивляемость заболеваниям дыхательных путей. Для профилактики не обязательно выполнять полностью весь курс упражнений, достаточно выбрать несколько основных, особенно действенных, и повторять их раз в день, уделяя этому несложному занятию 10-15 минут.

Также для профилактики годятся прогулки на свежем воздухе.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама