THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Люди служащие в армии разделяют жизнь гражданскую на армейскую. В спортивных нормативах есть масса различий и требований к кандидатам и действующим военным в различных родах войск. Многим интересно будет посмотреть армейские требования к спортивной подготовке по различным критериям и сравнить их гражданскими нормами ГТО. Да и каждому мужчине, думаем, будет интересно узнать достаточно ли он подготовлен и закален для сдачи армейских нормативов по физо для военнослужащих в 2019 году и вы уже сами можете соизмерять свои силы и право быть достойным защитником Отечества.

Важно! Нормативы могут быть не точными
Поэтому важно сверять их местами несения службы в профильных учреждениях

Нормативы по физо для призывников в армию

По сути нет утвержденных требований по спортивным нормам, в первую очередь в армию по родам войск отбирают по состоянию психического и физического здоровья. А в армии вас научат на зарядках и бегать и подтягиваться и прочим силовым упражнениям.

Основные нормативы по физо для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Упражнение

Единицы измерения

Военнослужащие, прослужившие менее 6 месяцев Военнослужащие, прослужившие 6 месяцев и более

Подтягивание на перекладине

Марш-бросок на 10 км

Лыжная гонка на 5 км

Данные нормативы используются во время сдачи экзаменов абитуриентами для вступления в высшие военные заведения Россия, а также не сильно отличаются, а то и во все схожи, в таких странах, как Украина и Белорусь.

Стоит отметить что в армии на срочной службы созданы все условия для развития физической выносливости. По утрам каждый день зарядка и днем занятия по общефизической подготовки по программе армейской подготовки. В многих спальных помещениях казармы предусмотрены спортивный уголки с тренажерами и с наличием спортивного инвентаря: гантели, гири, штанги, турник, – где каждый военнослужащий подразделения может дополнительно заниматься в свободное время.

Основная задача физической подготовки – это обеспечить максимальную готовность для выполнения боевых задач в полном обмундирование и вооружение, которое порой весит не мало. Для этого проводится тренировочные марш броски в различных условиях по пересеченной местности. Каждый солдат обязан владеть своим телом и умом для успешного выполнения боевого задания.

Нужно понимать, что от призывников в российскую армию никаких особых нормативов не потребуют и будут рады любой физической форме. Поэтому мы хотим рассмотреть нормативы в первую очередь для тех, кто служит по контракту, а также для различных спецслужб России.

Нормативы для военнослужащих по контракту на 2019 год

При поступление на контракт кандидат обязан выполнить три любых норматива из категорий ниже: сила, на скорость и на выносливость по минимальным требованиям. Данные нормативы, как правило выполняются в спортивной форме и в течение одного дня. Выбор 3-х нормативов осуществляется гражданами самостоятельно. Если не выполнен хоть один из нормативов, то сдача не засчитана. Проверка физической подготовленности кандидатов проводят специалиста профильных ведомств. Все результаты проверки нормативов кандидатам должны быть сообщены по факту проверки.

Упражнения для вступления на службу по контракту

Минимальные требования

Сила
Подтягивание на перекладине
Наклоны туловища вперед
Толчок 2 гирь, весом 24 кг
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Нормативы на скорость

Бег на 100 м

Нормативы на выносливость

Бег на 1 км
Бег на 3 км
Лыжная гонка на 5 км
Плавание 500 м*/300 м 13,00 мин 13,30 мин 11,00 мин 11,30 мин

*Плавание принимается при наличии условий для кандидатов в плавсостав ВМФ.

Полная таблица баллов по физической подготовке военнослужащих

Проверка нормативов всех военнослужащих осуществляется из расчетов возрастной группы, которые приведены ниже. Задача каждого набрать определенный суммарный бал для итоговой оценки проверки физической готовности.


Казалось бы, в наш век передовых технологий, когда ведение боевых действий плавно перешло от непосредственного контакта противников, до управления дистанционными устройствами различного радиуса действия и разрушительной силы, готовить солдат для рукопашных схваток не целесообразно. Но реалии военной жизни говорят иначе. Даже самая надежная техника может выйти из строя, либо же быть выведенной из строя противником, и в этом случае солдат должен уметь если не защищаться, так хоть длительное время передвигаться по самой различной местности к новым рубежам. А для этого практически всегда требуется хорошая физическая форма.

Важно отметить, что подготовку военнослужащих можно условно разделить на несколько основных частей:

  • подготовку солдат срочной службы;
  • подготовку военнослужащих контрактников;
  • физические нагрузки на прапорщиков и мичманов;
  • подготовка учащихся ВУЗов;
  • физические нагрузки для обслуживающего персонала.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои особенности и ориентируется на определенные гендерные и вековые группы. В любом случае действующие и будущие солдаты, а также граждане, которые добровольно связали свою жизнь с армий, должны уметь сдавать минимальные нормативы физической подготовки. Среди них выделяются такие упражнения:

  • на ловкость и скорость;
  • силовые упражнения для рук и ног;
  • способность быстро бегать на время на короткие и длинные дистанции;
  • быть выносливым;
  • уметь плавать;
  • минимальный набор приемов рукопашного боя;
  • слаженность работы в коллективах различной численности (групповые упражнения).

Следует отметить, что прежде чем сдавать нормативы, военнослужащие имеют возможность подготовиться и поправить свои индивидуальные показатели. Этому способствует ежедневные занятия спортом, отведённое время для самоподготовки, множество спортивных снарядов и приспособлений, которые присутствуют практически в каждой воинской части. Занятия физической подготовкой в армейских подразделениях входят в обязательную общевойсковую подготовку военнослужащих, а сдача нормативов – это промежуточный этап на каждом уровне такой подготовки. И если солдат, прапорщик или офицер не пропускает установленного расписания занятий, следит за своей физической формой, занимается на досуге спортом, пройти определенные нормативными документами нормативы для них не предоставит особого труда. Тем более что они разделены с учетом возрастных категорий, половых признаков, степени возможной физической нагрузки для конкретного воинского подразделения.


Нужно понимать, что обязательный минимум для любого солдата, призванного на службу Родине – это бег на длинные и короткие дистанции, силовые упражнение (минимальное количество подтягивания на турнике и выжимания на брусьях), умение плавать и защитить себя в рукопашной схватке. Все это также сопровождается развитием выносливости, умения слажено действовать в составе отделения, взвода, роты, батальона. Ведь вся воинская служба строится на дисциплине, способности каждого ее участника не только выполнить поставленную задачу, но и, в случае необходимости, подержать и помочь товарищу, который попал в беду. Важно отметить, что результативность сдачи нормативов в составе подразделения оценивается по последнему участнику. Поэтому, чтоб вложиться в норматив, очень важно действовать слажено, следить за состоянием каждого члена конкретного подразделения, и, если потребуется, даже помочь ему справиться с трудностями и преодолеть препятствие.

Главная Соцобеспечение Спорт Военно-прикладной спорт Подробнее

Плавание с автоматом


Соревнования проводятся в искусственных и естественных бассейнах. В месте выполнения стартового прыжка глубина должна быть не менее 1,2 м. Поверхность стартовой тумбочки должна быть горизонтальной или с уклоном 7 градусов и нескользкой. Высота стартовой тумбочки должна быть не более 0,75 см от уровня воды.

Подводные щиты должны быть ровными, без щелей, с высотой надводной части не менее 0,3 м и подводной – 1,8 м. Дорожка бассейна должна быть не уже 2,5 м каждая. Они отделяются друг от друга веревками (тросами) с поплавками диаметром не более 10 см. Нумерация дорожек ведется справа налево, если смотреть со стороны старта. Для остановки пловцов при неправильном старте над водой поперек бассейна на высоте 1,5 м, на расстоянии 15 м от старта натягивается шнур, который опускается в воду, когда необходимо вернуть стартовавших назад. Поворотный щит в открытом водоеме должен быть выкрашен в белый цвет.

Упражнение выполняется в военной форме одежды с оружием (АКМ или АКС) или макетом автомата. Макет автомата должен соответствовать размеру и массе не менее 2 кг, обладать отрицательной плавучестью.

Форма одежды:

  • для военнослужащих всех категорий Сухопутных войск, войск ПВО, Ракетных войск стратегического назначения, ВДВ и морской пехоты, сержантов контрактной службы и военнослужащих срочной службы ВВС – полевая форма, ремень, автомат (или макет), берцы (сапоги), для офицеров – ботинки;
  • для офицеров ВВС – комбинезон летного или технического состава, ремень, ботинки, автомат (или макет);
  • для военнослужащих ВМФ всех категорий – рабочее обмундирование установленного образца, ботинки, ремень, автомат (или макет).

Из исходного положения на стартовой тумбе или с воды (сапоги, ботинки сняты и заправлены за поясной ремень спереди или сзади подметками наружу, голенища согнуты к носкам стопы, автомат с пристегнутым магазином за спиной) по команде судьи-стартера участники должны проплыть дистанцию любым способом.

После проплывания дистанции старший судья на финише проверяет у каждого участника заплыва наличие обмундирования, снаряжения и оружия. За каждый потерянный элемент одежды или снаряжения выполненный разряд снижается на одну категорию. В случае потери оружия результат участнику не засчитывается.

Номера дорожек для участников определяются жеребьевкой непосредственно перед стартом очередного заплыва. Разрешается в отдельных случаях проводить жеребьевку заранее.

Стартер, проверив готовность судей секундометристов, дает предварительную команду «Участникам занять места» или протяжный свисток. По этой команде участники занимают места на стартовой тумбочке согласно же6ребьевке. По команде «На старт» участники должны немедленно подготовиться к старту, приняв неподвижное положение. Убедившись, что участники готовы к старту, стартер подает команду «Марш», одновременно опуская поднятый над головой флажок.

Если один или несколько участников до сигнала (команды) о старте начнут движение или прыгнут в воду, то старт считается неправильным (фальстарт). Все участники возвращаются и старт повторяется. При повторном фальстарте, любой участник, нарушивший правило – дисквалифицируется.

При втором старте заплыв не возвращается. Все участники проплывают дистанцию полностью, стартер своим решением с согласия главного судьи дисквалифицирует тех, кто, по его мнению, стартовал преждевременно. Их результаты не засчитываются.

Участник должен проплыть всю дистанцию по поверхности воды. При стартовом прыжке и поворотах допускается погружение под воду. При выполнении поворотов и на финише участник должен коснуться поворотного щита или стенки бассейна рукой или любой другой частью тела.

Участник, оказавшийся на чужой дорожке и помешавший другому участнику, дисквалифицируется. Пострадавшему участнику предоставляется новая попытка в этот же день, в этом случае засчитывается лучшее время из двух заплывов.

При прохождении дистанции участникам запрещается подтягиваться, хвататься за дорожки, поручни лестницы и другие предметы, а также отталкиваться от них или от дна.

Производить какие-либо действия по лидированию (давать указания, сопровождать спортсмена по борту бассейна и т.п.) во время прохождения дистанции не разрешается.

За нарушение правил поворотов, финиша и прохождения дистанции участники снимаются с соревнований.

Окончание дистанции (финиш) фиксируется в момент, когда участник коснется рукой поворотного щита или стенки бассейна.

Время участника, пришедшего в своем заплыве первым фиксируется тремя секундомерами и определяется с точностью до 0,2 с. В случае расхождения показаний секундометристов берутся данные двух секундомеров, зафиксировавших одинаковое время, или показания среднего секундомера при расхождении всех трех. Время каждого из остальных участников фиксируется отдельным секундомером.

Если показания секундомеров расходятся с записью порядка прихода участников к финишу, то личные места определяются согласно приходу. Результаты, вызывающие сомнение устанавливаются по показаниям секундомеров, определивших результат участника, пришедшего на финиш первым.

Определение победителя и занятых личных мест производится по показанным результатам. В случае, если два или несколько участников закончат дистанцию с одинаковым временем, им даются одинаковые места, на которые они претендуют, а последующие места не сдвигаются. За призовые места назначается повторный заплыв.

Наверняка каждому, кто хоть немного занимается спортом и старается поддерживать себя в хорошей физической форме, интересны нормативы, которые обязаны сдавать военнослужащие контрактники. Далее предлагаем вашему вниманию обязательные нормативы физподготовки в армии, ВДВ и спецназе.

КОНТРАКТНИКИ

Службу по контракту можно разделить на несколько категорий: по возрастным группам и по половому признаку. Да-да, женщины тоже служат по контракту. По возрасту нормативы делятся на две категории: до 30 лет и старше 30 – у мужчин, до 25 лет и старше 25 – у женщин. Первый свой контракт вы должны подписать в возрасте от 18 до 40 лет. Нормативы физподготовки состоят из трех уровней: силовая подготовка, скоростные данные и уровень вашей выносливости. Поэтому туда входят такие виды, как отжимания, подтягивания, бег и гонка на лыжах. Давайте рассмотрим все это подробнее.

Мужчины до 30 лет:

Подтягивания на перекладине: 10 раз
- отжимания: 45 раз
- бег на 60 метров: 9,8 секунд
- бег на 100 метров: 15,1 с.
- челночный бег 10х10 метров: 28,5 с.
- бег на 3 км: 14,4 минут
- бег на 1 км: 4,2 мин.
- гонка на лыжах (5км): 28 минут

Мужчины старше 30 лет:

Подтягивания на перекладине: 8 раз
- отжимания: 40 раз
- бег на 60 метров: 10 секунд
- бег на 100 метров: 15,8 с.
- челночный бег 10х10 метров: 29,5 с.
- бег на 3 км: 15,5 минут
- бег на 1 км: 4,45 мин.
- гонка на лыжах (5км): 29 минут

Как видите, нормативы по возрасту расходятся, но не так уж сильно, поэтому старшему поколению при регулярных тренировках они вполне по зубам. Теперь перейдем к прекрасному полу.

Женщины до 25 лет:

Наклон туловищем вперед: 25 раз
- отжимания: 12 раз
- бег на 60 метров: 12,9 секунд
- бег на 100 метров: 19,5 с.
- челночный бег 10х10 метров: 38 с.
- бег на 1 км: 5,20 мин.

Женщины старше 25 лет:

Наклон туловищем вперед: 20 раз
- отжимания: 10 раз
- бег на 60 метров: 13,9 секунд
- бег на 100 метров: 20,5 с.
- челночный бег 10х10 метров: 39 с.
- бег на 1 км: 5,45 мин.

Воздушно-десантные войска всегда считались элитой российской армии, поэтому их нормативы по физподготовке особенно интересны. От десантников требуется крайне высокий уровень выносливости. Итак, смотрим и анализируем:

Подтягивания на перекладине: 13 раз
- бег на 100 метров: 14,1 секунд
- бег на 3 км: 12,3 минуты
- кросс на 5 км: 24 минуты
- лыжная гонка на 5 км: 28 минут
- марш на лыжах 10 км: 1 час 15 минут
- марш бросок в составе подразделения: 56 минут
- преодоление полосы препятствий: 2 минуты 25 секунд
- плавание в обмундировании с оружием: 100 метров
- специальный комплекс рукопашного боя: оценивается баллом

В дополнение ко всему идет несколько силовых комплексов и ряд испытаний на преодоление полосы препятствий.

СПЕЦСЛУЖБЫ: ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ВЫМПЕЛ», «АЛЬФА», СПЕЦНАЗ ФСО

А теперь, пожалуй, самое вкусное. Чтобы соответствовать данным требованиям, придется серьезно попотеть в тренажерном зале.

Подтягивания на перекладине: 25 раз
- отжимания: 90 раз
- жим штанги лежа: 10 раз (вес не меньше собственного, но и не больше 100 кг)
- пресс лежа на спине: 100 раз
- челночный бег 10х10 метров: 25 секунд
- бег 100 метров: 12,7 секунд
- кросс 3 км: 11 минут
- выпрыгивание вверх со сменой ног: 90 раз

Также весь этот список дополняют показ техники ударов руками и ногами и участие в различных боях-спаррингах. И упражнение-норматив, которое мы даже решили вынести отдельно от всех остальных – КСУ (комплексное силовое упражнение). Сюда входит: 10 отжиманий от пола, 10 раз пресс лежа на спине, 10 раз упор присев – упор лежа, 10 раз прыжок вверх из упора присев. И этот комплекс нужно выполнять 8 раз подряд без перерыва!
Как мы видим, нагрузки у всех разные. Для службы по контракту нормативы не такие уж суровые, и большинство спортивных людей без проблем их выполнят. Дальше, конечно, все уже не так просто - для уровня ВДВ и спецслужб нужно быть настоящим атлетом.

  • 2.2.2. Движения руками
  • 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
  • Фазы движений руками
  • Фазы движений ногами
  • Глава 3.
  • 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
  • 3.1.1. Общая характеристика способа
  • 3.1.2. Положение тела и движения ногами
  • 3.1.3. Движения руками и дыхание
  • 3.1.4. Общее согласование движений
  • 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
  • 3.2.1. Общая характеристика способа
  • 3.2.2. Положение тела и движения ногами
  • 3.2.3. Движения руками и дыхание
  • 3.2.4. Общее согласование движений
  • 3.3. Техника плавания способом брасс
  • 3.3.1. Общая характеристика способа
  • 3.3.2. Положение тела и движения ногами
  • 3.3.3. Движения руками и дыхание
  • 3.3.4. Общее согласование движений
  • 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
  • 3.4.1. Общая характеристика способа
  • 3.4.2. Движения ногами
  • 3.4.3. Движения руками и дыхание
  • 3.4.4. Общее согласование движений
  • 3.5. Техника выполнения стартов
  • 3.5.1. Старт с тумбочки
  • 3.5.2. Старт из воды
  • 3.6. Техника выполнения поворотов
  • 3.6.1. Поворот «маятником»
  • 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
  • 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
  • 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
  • Глава 4.
  • 4.1. Основные принципы обучения
  • 4.2. Задачи и этапы обучения
  • 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
  • 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
  • 4.4. Выбор способа плавания
  • Глава 5.
  • 5.1. Средства обучения и тренировки
  • 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
  • 5.1.3. Учебные прыжки в воду
  • 5.1.4. Игры и развлечения на воде
  • 7. «Лодочки»
  • 5. «Качели»
  • 6. «Кто победит?»
  • 2. «Стрела»
  • 5. «Клоунада»
  • 6. «Кто дальше просколюит?»
  • 7. «На старт - марш!»
  • 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
  • 5.2. Методы обучения и тренировки
  • 5.2.1. Словесные методы
  • 5.2.2. Наглядные методы
  • Глава 6.
  • 6.1. Способ кроль на груди
  • 6.2. Способ кроль на спине
  • 6.3. Способ брасс
  • 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
  • 6.5. Техника выполнения стартов
  • 6.6. Техника выполнения поворотов
  • 46. Кувырок при плавании на груди
  • 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
  • 10. Эстафета с выбыванием
  • 17. «Точный прыжок»
  • 18. «Кто дальше?»
  • Глава 7.
  • 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
  • 7.2. Техническая подготовленность пловцов
  • 7.3. Физическая подготовленность пловцов
  • 7.3.1. Выносливость
  • 7.3.2. Силовые способности
  • 7.3.3. Гибкость
  • 7.3.4. Скоростные способности
  • 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
  • 7.5. Основные средства и методы тренировки
  • 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
  • 7.6.2. Этап базовой подготовки
  • 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
  • 7.6.4. Контроль и самоконтроль
  • Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
  • 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
  • 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
  • 8.3. Организация занятий по плаванию
  • 8.4. Урок плавания
  • 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
  • 8.4.2. Методика построения урока
  • 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
  • 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
  • 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
  • 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
  • 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
  • 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
  • 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
  • 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
  • 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
  • Глава 9.
  • 9.1. Плавание в экстремальных условиях
  • 9.2. Спасение тонущих
  • 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
  • 9.2.2. Спасательные средства и их применение
  • 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
  • 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
  • 9.3. Преодоление водных преград
  • 9.3.1. Переправы вплавь
  • 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
  • 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
  • Глава 10.
  • 10.1. Техника прикладного плавания
  • 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
  • 10.1.2. Общая характеристика способа
  • 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
  • 10.1.4. Техника ныряния -
  • 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
  • 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
  • 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
  • 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
  • 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
  • 10.2.3. Ныряние
  • 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
  • 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
  • 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
  • Глава 11.
  • 11.3. Обучение плаванию
  • 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
  • График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
  • 15 Уроков для умеющих плавать
  • 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
  • 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
  • 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
  • 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
  • Глава 2.
  • Глава 3. И
  • Глава 4.
  • Глава 5. ; ;
  • Глава 6.
  • Глава 8.
  • Глава 9.
  • Глава 11.
  • 11.6. Плавание в Вооруженных Силах

    В системе физической подготовки Вооруженных Сил плавание, наряду с другими разделами, является составной частью воинско­го обучения и воспитания, направленной на развитие физических и военно-профессиональных навыков, повышающих боеспособ­ность войск.

    Основным руководящим документом по обучению плаванию военнослужащих является Наставление по физической подготов­ке Российской Армии и Военно-Морского Флота.

    Занятия по плаванию, согласно Наставлению, направлены на формирование навыков военно-прикладного плавания, прыжков в воду, оказания помощи утопающему, преодоления водных пре­град вплавь, на воспитание выдержки и самообладания.

    В Наставлении раскрываются задачи обучения, содержание и особенности организации занятий; приводится методика обуче­ния технике спортивного, военно-прикладного и подводного пла­вания, прыжков в воду, ныряния и оказания помощи утопающему; перечисляются основные команды и распоряжения, применяемые при обучении.

    В нем подробно излагаются способы изготовления и крепления поддерживающих плавсредств, техника плавания в обмундирова­нии с оружием, с использованием индивидуальных спасательных средств, с помощью подручных предметов и без них; приемы пре­одоления водных преград; способы подплывания к утопающему, освобождения от захватов и транспортировки пострадавшего на воде; приемы искусственного дыхания.

    В Наставлении приводятся также требования безопасности при проведении занятий по плаванию и даются указания по организа­ции занятий и купаний на водной станции («Инструкция дежур­ному по водной станции», «Правила пользования водной станци­ей», «Обязанности руководителя занятий по плаванию»).

    Учебные занятия по плаванию включают: ■"■.:

    плавание брассом на груди, вольным стилем, в обмундирова­нии с макетом автомата;

    раздевание в воде; ~ и

    ныряние в длину и глубину; ■ . ■

    оказание помощи утопающему; ■ .

    прыжки в воду; . " !

    подводное плавание.

    Проведение учебных практических занятий по плаванию с военно­ служащими. Содержание занятий по плаванию с военнослужащи-

    ми различных видов Вооруженных Сил и родов войск имеет свои особенности.

    ракетных войск обращается внимание на преимущественное развитие общей выносливости, воспитание быстроты реакции; используются плавание на корот­кие дистанции и выполнение прыжков в воду. Особое значение имеет овладение навыками плавания и ныряния с различными вращениями.

    На занятиях с личным составом мотострелковых частей, час­тей химической защиты большое внимание уделяется овладению способами плавания в обмундировании с оружием; плаванию с использованием индивидуальных спасательных средств, поплав­ков и предметов снаряжения, обмундирования и подручного мате­риала; изучению способов переправы вплавь; преимущественному развитию общей выносливости при плавании на длинные дистан­ции и в обмундировании с оружием.

    На занятиях с личным составом танковых, автомобильных и ин­ женерных частей обращается внимание на овладение навыками ныряния в длину и глубину, прыжков в воду и подводного плава­ния.

    На занятиях с личным составом авиации в качестве основных средств применяются: плавание вольным стилем и брассом; пла­вание в комплекте №1; прыжки в воду, акробатические упражне­ния на воде; плавание с аварийно-спасательными средствами.

    На занятиях с личным составом десантируемых частей основ­ное внимание уделяется прыжкам в воду, выполнение которых требует от занимающихся решительности и смелости, пространст­венной ориентации и координации движений. Наряду с ними применяются спортивное и подводное плавание, являющиеся эф­фективным средством повышения устойчивости к укачиванию и кислородному голоданию.

    На занятиях с личным составом надводных кораблей и подводных лодок применяют плавание в обмундировании с помощью индиви­дуальных спасательных средств, предметов одежды и без них; раз­девание в воде; ныряние в длину и глубину; выполнение простей­ших работ на воде и под водой; воспитание скорости и выносливо­сти к длительному плаванию, плавание и ныряние в комплекте № 1; плавание под водой; прыжки в воду.

    На занятиях с личным составом морской пехоты изучается со­держание Наставления по физической подготовке в полном объе­ме; особое внимание обращается на овладение навыками плава­ния в обмундировании с оружием, действиями на воде и под во-

    дой; на преимущественное развитие общей выносливости и быст­роты в действиях, воспитание смелости и решительности, на под­держание высокой работоспособности при длительных морских переходах.

    Для проверки уровня подготовленности военнослужащих ис­ пользуются следующие контрольные нормативы: .... Л

      плавание на 100 м брассом или вольным стилем; выполнение стартов и поворотов при плавании этими способами - для лично­ го состава всех видов Вооруженных Сил, офицеров, курсантов во­ енно-учебных заведений;

      плавание на 100 м в обмундировании с макетом автомата - для личного состава мотострелковых подразделений, подразделе­ ний химической защиты, морской пехоты, десантируемых частей;

      ныряние в длину - для личного состава танковых частей, тан­ ковых подразделений мотострелковых и инженерных частей, над­ водных кораблей и подводных лодок, частей морской пехоты;

      плавание на 100 м в обмундировании с раздеванием - для обучения личного состава надводных кораблей и подводных ло­ док, частей морской пехоты;

      прыжок в воду вниз ногами с 3-метровой вышки или трамп­ лина - для личного состава надводных кораблей и подводных ло­ док, частей морской пехоты;

      прыжок в воду вниз головой с 3-метровой вышки или трамп­ лина - для личного состава надводных кораблей и подводных ло­ док, частей морской пехоты.

    Кроме учебных занятий по плаванию, в Вооруженных Силах применяются такие формы обучения плаванию, как массовые ку­пания, утренняя физическая зарядка с плаванием, военно-при­кладное плавание в процессе учебно-боевой деятельности.

    Массовые купания военнослужащих организуются и проводятся командирами подразделений в соответствии с Уставом внутренней службы и приказом командира. Согласно правилам безопасности перед началом и по окончании купания проводятся расчет и про­верка. Военнослужащие делятся на группы умеющих и не умею­щих плавать и получают задания. Руководитель наблюдает за купа­ющимися, дает им соответствующие указания голосом или установ­ленными сигналами.

    Утренняя физическая зарядка с плаванием. В теплое время года при наличии условий в комплекс утренней физической зарядки могут включаться плавание и купание. Такой вариант физзарядки используется для совершенствования навыков спортивного и при­кладного плавания, прыжков в воду, развития скоростной и общей

    выносливости, специальных и волевых качеств, укрепления здо­ровья и закаливания организма. Упражнения выполняются в сле­дующей последовательности: ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения для совершенствования техники плава­ния, упражнения в плавании, бег и ходьба.

    Военно-прикладное плавание в процессе учебно-боевой деятель­ ности. При передвижениях войск, максимально приближенных к боевым условиям, в содержание физической подготовки включа­ются следующие действия и приемы:

      подготовка подручных и поддерживающих средств для пре­ одоления водной преграды вплавь;

      подгонка обмундирования, снаряжения и оружия для плавания;

      преодоление водной преграды по натянутому канату с помо­ щью веревки;

      преодоление водной преграды вплавь с помощью подручных средств;

      переправа через водную преграду не умеющих плавать;

      преодоление водной преграды вплавь с помощью вещевого мешка, защитных чулок и плащ-палатки;

      переправа оружия и боеприпасов;

      преодоление водной преграды вплавь без подручных и под­ держивающих средств;

      преодоление водной преграды под водой;

      способы выдвижения к переправе, входа в воду и выхода из воды при различной крутизне берегов;

      прыжки в воду в одежде и с оружием;

      плавание с использованием индивидуальных спасательных средств;

      плавание с раздеванием в воде;

    Использование предметов обмундирования, снаряжения и выкладки для облегчения плавания.

    Спортивная работа по плаванию с личным составом Вооруженных Сил. Определяется содержанием Военно-спортивного комплекса, Военно-спортивной и Единой спортивной классификациями.

    ■Для личного состава кораблей в качестве специальных упраж­нений в двоеборье рекомендуется плавание на 400 м вольным сти­лем или ныряние в длину; для личного состава подразделений морской пехоты и частей Военно-Морского Флота - плавание на 400 м вольным стилем.

    В Военно-спортивной классификации предусмотрены: плава­ние в обмундировании с оружием - с присвоением III-I разрядов; прыжок с вышки (высотой не менее 3 м), плавание на 100 м и ны­ряние в длину; по этим упражнениям присваиваются III и II раз­ряды.

    Прием норм ВСК и выполнение практических нормативов осу­ществляются в условиях соревнований.

    Занятия спортивным плаванием проводятся в соответствии с Единой спортивной классификацией. С личным составом спор­тивная работа организуется в свободное от занятий время, в вы­ходные и праздничные дни. В часы воспитательной работы для за­нятий спортом должно выделяться не менее 4-6 часов 2-3 раза в неделю.

    Учебно-тренировочные занятия по плаванию проводятся:

      в сборных командах воинской части и подразделения - с наиболее подготовленными пловцами;

      в спортивных секциях воинской части - со спортсменами, желающими повысить уровень своей плавательной подготовлен­ ности;

      в подразделениях - со всеми военнослужащими по програм­ ме боевой подготовки, по содержанию Военно-спортивного ком­ плекса, по военно-прикладным видам спорта.

    Для военнослужащих, имеющих спортивные разряды, с разре­шения соответствующих командиров (начальников) количество учебно-тренировочных занятий по плаванию составляет: для спортсменов II разряда - не менее 3 раз в неделю; для спортсме­нов I разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта - не менее 4 раз в неделю; для спортсменов, входящих в сборные ко­манды военных округов, видов Вооруженных Сил, - 5-6 раз в не­делю.

    Контрольные вопросы и задания

      Какие основные документы используются в работе по плаванию в Вооруженных Силах?

      Каковы особенности содержания занятий по плаванию в раз­ личных видах Вооруженных Сил?

      Как проводятся массовые купания личного состава в Вооружен­ ных Силах?

      Какие действия и приемы прикладного плавания включены в учебно-боевую подготовку Вооруженных Сил?

    5. Как проводится спортивная работа по плаванию с личным со­ ставом Вооруженных Сил?

    Плавание и легководолазная подготовка / Под общ. ред. Тихоно­ ва A.M. - Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физиче­ ской культуры, 1983.

    Спецназ ВМФ России

    Бойцов спецназа ВМФ часто называют боевыми пловцами, но правильное название их воинской специальности - «водолаз-разведчик».

    Являясь, как и спецназ ГРУ, прежде всего, высокопрофессиональной силовой разведкой, морской спецназ России очень сильно отличается от армейского спецназа. И тот, и другой находятся в подчинении ГРУ ГШ, их личный проходит строгий отбор и жесткую подготовку к действиям тылу врага. Но структура, боевые задачи и направления боевой подготовки у подразделений наземного и морского спецназа разные. Есть нюансы и в требованиях при отборе личного состава.

    ДЕСАНТИРОВАНИЕ МОРСКОГО СПЕЦНАЗА НА ВОДУ: ПОРЯДОК И ТЕХНИКА Десантирование на воду является, пожалуй, одним из наиболее сложных и опасных элементов подготовки морского спецназа. Спецназовцы на борту самолета находятся в полном водолазном снаряжении.

    При прыжке на парашюте они одеты в гидрокомбинезон ГК-5М2. ГК-5М-1 он не имеет замка объемного шлема, вместо него имеется обтюратор с маской ВМ-5. Личное оружие находится в резиновых чехлах, снаряжение - в контейнерах ИКД-5. Во время полета снабжение парашютистов кислородом происходит от бортовой системы самолета. При подлете к району десантирования командир группы осматривает личный состав и приказывает просигнализировать о готовности к десантированию. После этого десантники отсоединяют шланги бортового кислородного оборудования и начинают дышать от своих аппаратов ИДА-71П. По команде десант покидает транспортный отсек, последним прыгает командир группы. Десантирование производится на парашютах ПВ-3, специально разработанных для десантирования водолазов. От обычного десантного парашюта он отличается увеличенной площадью, так как масса водолаза в полном снаряжении может достигать 180 кг. После раскрытия основного парашюта контейнер ИКД-5 и запасной парашют отпускаются и уходят вниз на пятнадцатиметровых стренгах.

    Когда контейнер касается воды (это сразу заметно по замедлению скорости падения), парашютист раскрывает гашетки замков, которые отпускают свободные концы основного парашюта. После погружения в воду водолазы отсоединяют запасной парашют и ранец основного, подтягивают к себе за стренгу контейнеры. Затем следует короткое всплытие, аквалангисты соединяются стренгами в сцепку, и начинают движение при помощи ласт в направлении берега. Впереди их ждет высадка, маскировка водолазного снаряжения, стремительный уход в глубь суши от линии берега и ведение разведки в глубоком тылу противника. Что касается основных парашютов, то они намокнут и потонут через 20-30 минут, перестав таким образом демаскировать группу.

    ОТБОР В МОРСКОЙ СПЕЦНАЗ, СПЕЦИФИКА СЛУЖБЫ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    В СССР подразделения морского спецназа комплектовались по призыву. Тогда это было вполне оправданным. Молодежь приходила в армию уже достаточно физически подготовленной, многие имели разряды по парашютному спорту и нырянию с аквалангом. Учитывая, что срок службы на флоте составлял три года, за это время можно было подготовить достаточно квалифицированного водолаза-разведчика. Сейчас срок службы и в российской армии, и на флоте составляет один год, качество призывников очень сильно упало, поэтому комплектовать морской спецназ призывниками не выглядит хорошей идеей. Хотя, согласно руководящим документам ВС РФ, комплектование разведывательных воинских частей СпН и ОсН может осуществляться из граждан, проходящих службу как по призыву, так и по контракту. Г. Захаров описывает отбор призывников следующим образом.

    Офицеры морского спецназа: командир МРП, командир отряды, врач-физиолог и инструктор по физподготовке начинали работу с флотской приемной комиссии. Отбирали приглянувшихся кандидатов. Естественно, требовалось хорошее здоровье. Особо крупных старались не брать. Оптимальным считался кандидат ростом около 1,75 м и весом 75-80 кг. Такие люди выдерживают самые большие относительные нагрузки. Изучали анкету и психологические качества. Дети-сироты и дети из неполных семей отсеивались. Предпочтение отдавалось выходцам из многодетных семей: служба в морском спецназе очень опасна даже в мирное время. Также подходящие кандидаты отбирались в «учебках» морской пехоты. Но надо понимать, что выносливость, храбрость и отличные физические данные еще не гарантируют успешной службы в морском спецназе. Здесь особенно важна своеобразная психологическая устойчивость. Бывает так, что смелый и инициативный на суше человек совершенно теряется в подводной среде. Отсев кандидатов проводился в несколько этапов. Первый: марш-бросок «тридцатка» - бег на 30 км с весом 30 кг. Боевая подготовка в 561-м ОМРП Затем элементарный тест на психологическую устойчивость «Ночь на кладбище».

    Бойцы должны провести ночь на могилах. Его не проходили три-четыре кандидата из ста. Захаров описывает случай, когда трое кандидатов разрыли могилу и начали искать в ней золото. Что интересно, их оставили в подразделении. В дальнейшем это оказались самые психологически устойчивые люди. Проверка трубой. Жесткий тест. Кандидаты должны проплыть через трубу, имитирующую торпедный аппарат подводной лодки. Ее длина - 10-12 м, ширина - 533 мм. Сначала труба не полностью заполняется водой. На финальном этапе боец должен проплыть в легководолазном снаряжении через трубу, заполненную водой. Для некоторых это становится моментом истины в плане пригодности к службе в подводном спецназе. Андрей Загорцев в повести «Матрос СпН» описывает именно такой случай, произошедший с ним, когда он, физически крепкий и находчивый юноша, «на гражданке» нырявший с аквалангом, впал в панику, оказавшись в трубе. Дело закончилось потерей сознания и вытягиванием кандидата из трубы с помощью страховочного троса. Что характерно, плавание в «чистой» воде не доставляло ему никаких неудобств, но при плавании в замкнутом пространстве оказалось, что главный герой подвержен клаустрофобии. Г. Захаров рассказывает о смертельном случае с «трубой», когда боец, пересилив себя, все-таки нырнул в нее, но от страха заработал обширный инфаркт. Все это важно для понимания того, с чем приходится сталкиваться бойцам морского спецназа. Продувка шлема. Спуститься под воду, открыть шлем, чтобы его заполнила вода, закрыть шлем и выдуть воду через травящий клапан. Это типовая ситуация. Некоторые, как только вода доходила до носа, пулей выскакивали на поверхность. Если кандидат не мог пройти тест с первого раза, его не отсеивали, однако провал нескольких попыток означал, что человек не будет служить в морском спецназе. Контрольный заплыв. Это самый серьезный, и в то же время показательный тест. Если предыдущие два теста неподходящий человек еще как-то мог проскочить, то этот объективно показывал возможности каждого. После прохождения легководолазной подготовки кандидатам устраивался подводный заплыв на одну милю. В баллон кислородного аппарата закачивали воздух под давлением 170 атмосфер. При нормальном спокойном дыхании кислород успевал регенерироваться и баллон на финише показывал давление 165 атмосфер. Если же человек психологически надломлен, дышит ртом, он «съедает» весь воздух и на финиш приходит с давлением 30 атмосфер. Последний тест назывался «слабое звено». Для бойцов морского спецназа очень важна психологическая совместимость. Бойцы садятся в классе, каждому дается список группы и карандаш. И боец должен против каждой фамилии написать цифру: с кем он хотел бы пойти в паре в разведку в первую очередь, с кем - во вторую, а с кем - и а последнюю. Анкеты анонимные. После этого баллы суммировались и те, кто набирал самые большие баллы, отсеивались. Те, кто не смогли пройти тесты, уже не отправлялись назад в свои подразделения. Нужно же было кому-то выполнять хозработы и в морском спецназе.

    Как видим, качества, необходимые для службы в спецназе ВМФ, несколько отличаются от шаблонного образа спецназовца. Это необязательно супермены и мастера рукопашного боя, но прежде всего, психологически устойчивые люди, хотя и обычная боевая подготовка в морском спецназе находится на высоте. Г. Захаров приводит интересный пример роли психологической устойчивости в работе морского спецназа: «Был у меня такой боец Валя Жуков - посмешище, только ленивый в части его не подначивал. И вот как-то подводники попросили у меня трех водолазиков для участия в испытаниях подлодки-спасателя. Если бы их не порезали потом на лом, экипаж "Курска” был бы спасен. Испытания в океане. Я дал трех лучших ребят. Начали работать нормально, по программе, и вдруг кто-то спрашивает: “А сколько там под килем?” А там два с половиной километра. Как услышали, у двоих сразу все разболелось - не идут под воду, и все. Хотя разницы никакой - хоть 100 м, хоть 5 км. А Вале Жукову хоть бы что. За троих отмолотил все испытания, не вылезая из воды.

    Он у меня был и лучшим боевым санитаром, с ранами и переломами справлялся, как будто всю жизнь до этого был фельдшером. Но таких сверхустойчивых людей - единицы. Остальных нужно было упорно тренировать». Процесс боевой подготовки в спецназе ВМФ идет непрерывно. Программа обучения насыщенна и включает в себя водолазную, воздушно-десантную, навигационно-топографическую, горную специальную, морскую, физическую подготовку, огневую подготовку (в том числе владение оружием армий вероятного противника), минно-подрывное дело, рукопашный бой, умение выживать в условиях различных театров военных действий, знания о вооруженных силах вероятного противника, радиодело и многое другое, без чего не обойтись в современной войне. Значительное время уделяется изучению действий под водой: подводного проникновения на территорию противника и эвакуации в воду, ориентирования, наблюдения в условиях плохой видимости, преследования противника и отрыва от преследования, маскировки на грунте.

    Полученные навыки отрабатываются в ходе практических тренировок. По словам Г. Захарова, смертность в процессе боевой учебы не была редким явлением. Если командир МРП терял в год не больше двух-трех человек, его не наказывали, а просто устно журили. Хотя это не значит, что к человеческим жизням в спецназе ВМФ относились наплевательски. Наоборот, разрабатывались инструкции на случай нештатных ситуаций, личный состав до мелочей заучивал порядок действий в таких случаях. Первый и второй отряды тренировались на различных береговых объектах, пока все действия не оттачивались до блеска. Третий отряд прежде всего учился действовать в агрессивной водной среде. В советское время подводный спецназ постоянно привлекался для проверки состояния защищенности стратегических объектов, противодиверсионной защиты кораблей и наземных объектов флота. Как правило, «обороняющейся» стороне сообщался максимум данных по группам, которые будут работать (состав, объект и время действия), тем не менее, спецназовцам регулярно удавалось проникать на объекты и выполнять учебные задачи. Иногда приходилось идти на военную хитрость - «сдавать» одного из товарищей, и пока «пойманного диверсанта» торжественно вели в штаб части, основная часть группы работала. Один из бывших бойцов морского спецназа вспоминает на интернет-форуме о том, как группа на учениях вошла на эсминец под видом проверяющих; в другой раз раз спецназовцы въехали в гавань на УАЗе, номера которого и водителя хорошо знали на КПП; сам автор поста однажды конвоировал «товарища, одетого в форму... капитана милиции прямиком в кабинет командира в/ч». Даже в условиях, когда время и место атаки были известны, а на объекте диверсантов в полной боевой готовности ждало несколько сот человек, группы СпН умудрялись выполнять задачу. Если же группа работала без предупреждения, результат тем более был предсказуем.

    БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦНАЗА ВМФ

    Практически все боевые операции советского и российского морского спецназа являются секретными, в открытом доступе о них известно очень мало. Г. Захаров, например, утверждает, что воевать ему не приходилось Во время «Холодной войны» спецназ ВМФ выполнял задачи там же, где и другие «военные советники» из СССР: в Анголе, Вьетнаме, Египте, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии и других странах, часто по просьбе их правительств. В Анголе и Никарагуа пловцы охраняли советские корабли и консультировали местные вооруженные силы. Когда началась война в Афганистане, многие офицеры спецназа ВМФ просили отправить их «за боевым опытом», однако руководство не реагировало на эти просьбы. Вместо этого в подразделения спецназа ВМФ для передачи боевого опыта направлялись офицеры, побывавшие в Афганистане. И правда, какой смысл было бросать в мясорубку людей с водолазной подготовкой, отправлять их в двухнедельные рейды по горам или пустыне, если в наличии были обычные подразделения ВДВ и СпН ГРУ? После распада СССР все изменилось. Во время первой войны в Чечне группировку российских войск приходилось собирать «с миру по нитке», и видимо, этим объясняется тот факт, что морской спецназ все-таки попал на «сухопутную» войну. В Первую чеченскую кампанию личный состав 431-го ОМРП действовал в составе 8-й роты 879-го одшб 336-й обрМП БалтФлота, сформированной из моряков Ленинградской военно-морской базы. Командовал ротой капитан 1 ранга В., по профессии - подводник. Пехотные офицеры Выборгского полка противодесантной обороны, которые должны были ехать на войну, отказались это делать. Бригада морской пехоты Балтийского флота в то время находилась в состоянии развала. Личный состав 8-й роты набирался из моряков корабельных специальностей, далеких от сухопутных боевых действий.

    В этих условиях, из-за отсутствия штатных разведчиков, разведывательное обеспечение действий 8-й роты было возложено на 431-й ОМРП, бойцы которого действовали в составе 1-го (разведывательного) взвода. Кстати, капитан первого ранга В. прямо не упоминает о том, что в составе 8-й роты действовал именно спецназ ВМФ, но на это указывают другие источники, и сама логика событий. В условиях, когда рота формировалась с большим трудом из моряков, не имевших пехотной подготовки, взять подготовленных разведчиков больше было просто негде. Разведвзводом командовал офицер спецназа ВМФ гв. ст. лейтенант Сергей Анатольевич Стобецкий. Рота должна была убыть в Чечню в январе 1995 г, но из-за организационных проблем только 4 мая была переброшена в Ханкалу. В это время было объявлено перемирие, за время которого боевики успели перегруппироваться и «зализать раны», а 24 мая боевые действия возобновились.

    Федеральные войска начали наступление на горную часть Чечни, где укрывались отряды боевиков. 8-я рота начала выдвигаться в направлении Шали-Агишты-Махкеты-Ведено. 1-й разведвзвод действовал в авангарде, занимал ключевые точки, а за ним подтягивались взводы морской пехоты с тяжелым снаряжением. В горах начались серьезные боестолкновения с бандформированиями. Рота была вынуждена занять позиции и окопаться. В ночь с 29 на 30 мая позиции 8-й роты подверглись обстрелу из автоматического миномета «Василек». Рота понесла большие одномоментные потери: шесть погибших, двадцать раненых. Среди погибших был и командир разведвзвода гв. ст. лейтенант Стобецкий. Часто утверждают, что спецназ ВМФ принимал участие в боях в Чечне не в первую, а во вторую кампанию.

    Однако, если участие морского спецназа в первой чеченской войне подтверждается фактами, а во время боевых действий погиб офицер, то об участии во второй - ничего конкретного. Скорее наоборот, к этому времени боеспособность ВС РФ повысилась по сравнению с тем плачевным состоянием, в котором она находилась после развала Союза, и уже не было смысла посылать морской спецназ в горы. Также спецназу ВМФ России иногда приписывают подрыв и затопление части грузинских кораблей в порту Поти во время войны в Южной Осетии, но это не так. Грузинские корабли затопили разведчики 45-го отдельного гвардейского полка СпН ВДВ. Морскому спецназу эта миссия подошла бы как нельзя лучше. А «сухопутные» спецназовцы выполнили ее хоть и успешно, но не самым оптимальным образом. Грузинские корабли следовало затопить в открытом море, но так как разведчики ВДВ не имели квалификации для управления судами, то потопили их у пирсов.

    Кунижев Андрей

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама