THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня мы поговорим о Брюсе ли и его необычном смешанном боевом искусства Джит кун до, а также продолжим обсуждать стили, виды и типы лучших и самых эффективных боевых искусств за всю историю.

И если вы еще не забыли в прошлой статье мы говорили в том числе Бразильского Вале Тудо и Американского ММА из него произошедшего. А также о том, что одним из прообразов лучшего бойца смешанного стиля считается и на самом деле является легендарный Брюс Ли, а заодно, параллельно и создателем одного из самых мудрых и эффективных стилей БИ, но при этом не так много людей знает, что же такого инновационного и интересного.

Стиль разрабатываемый Брюсом Ли половину своей жизни и довольно подробно им описанный называется «Джит Кун До» (Jeet Kune-D o) , что в что в переводе значит «путь опережающего кулака» .

Джит Кун До стиль Брюса ли

При этом сам Брюс ли правда называл и считал его не отдельным стилем боевого искусства или единоборства, а скорее методом изучения и логики поведения во время реального боя, и внимание даже социальной жизни .

Но при этом естественно изначально этот стиль разрабатывался именно для условий реальной уличной драки в том числе с большим числом противников и применением оружия.

Сам Брюс ли объяснял свой стиль на примерах приемов из Ушу (Вин Чун , Тай-чи и других), Английского бокса , Джиу джитсу и других эффективных боевых стилей.

Естественно при этом он основательно переработал техники из всех этих стилей, в основном максимально упрощая их, основывая это тем, что в бою важнее всего эффективность и простота приемов, чем их красота.

Сам он говорил, что самый простой путь обычно всегда и самый правильный, ведь чем меньше пустых движений и зря потраченной энергии, тем ближе к цели.

Чем отличается Джит кун до от других видов БИ

Больше всего Джит кун до отличается от стилей других БИ (боевых искусств) тем что в нем практически нет прямолинейных ударов, бьющихся в готового к их отражению противника .

Ведь естественно, что удар будет отбит с наименьшей степенью вероятности после какого-нибудь обманного движения или, когда противник сам откроется во время нанесения своего удара или попытки его нанести.

Кроме того, им были убраны практически все жесткие боевые стойки, ведь боец должен быть подобен воде и уметь приспосабливаться на ходу к любому стилю ведения боя противником.

Вообще Брюс культивировал идею о том, что выживает всегда «наиболее приспособленный» человек, а не самый сильный, быстрый и ловкий. Хотя и все остальное конечно будет только в помощь.

Хотя Брюс ли если разобраться вообще не пропагандировал боевых искусств, а больше как действительно мудрый мастер пытался объяснить суть природы «Дао» (есть такая религия) и жизни, которую словами объяснит невозможно, а надо почувствовать.

Философия Джит кун до

Основные же полезные навыки которые предлагает философия Джит кунд до и Брюс лично, это умение приспосабливаться к любой ситуации и окружению, и второе это научиться использовать то, что уже когда-то было вам полезных для других целей и в другом виде. Тогда можно добиться успехов во многих областях используя одну и ту же правильную логику, и методы.

Также, как и в других восточных практиках человеку надо быть постоянно осознанным как в бою, так и в жизни.

Ведь если есть осознанность и понимание, разум не будет рассеянным и невнимательным, страхи не будут сковывать сердце и тело, тогда внутренняя энергия сможет пробудиться ото сна, и вы почувствуете эмоции и энергию других, и собственно сами будете чувствовать необходимую форму движения.

Вот тогда по философии Джит кун до с помощью разума вы станете подобным воде, сможете приспосабливаться и делать правильные движения.

А главное в боевых искусствах это способность духовно выражаться и внутренняя работа над собой. Ведь цель восточных БИ дать способность ученику понять, что он не сможет быть вечно ни «победителем» ни «побежденным». Поэтому главное начать познавать истинную суть которая гласит что:

Боевая философия Брюса ли

Противник - это не ваш настоящий враг, настоящий враг это ваше «Я» . Ведь, когда вы боритесь, противник становиться вами. И в бою вы противостоите своим страхам, слабости и своей жизни вообще.

И как говорил сам Брюс ли «Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя». «Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

К сожалению, очень долго было бы объяснять в наших скромных рамках подробно данную философию Брюса, но основной смысл - это осознать, что поборов свои страхи и внутренние проблемы можно победить любого . Ну и как говорили мудрецы востока «если сможешь побороть и познать себя» у тебя уже не будет достойных противников .

Но с сожалению, именно такое глубокое понимание сути этого супер эффективного спонтанного боевого искусства опережать противника в тот момент, как только он подумает о своем ударе или дернется, было доступно только своему создателю и главному мастеру. И по сути, также как и айкидо, является скорее стилем одного мастера, чем до конца разработанным стилем боевых искусств для любого человека.

Современное Джит кун до

Хотя справедливости ради стоит заметить, что это боевое искусство несмотря на все это, все же является одним из самых эффективных боевых систем на сегодняшний день и воспитало несколько отличных боевых мастеров и с успехом преподаётся во многих странах СНГ и мира.

Самым известным мастером является Дэн Иносанто , которому принадлежит право использовать это название официально , и который дополнил на свое усмотрение Джит Кун До ударными техниками Муай Тай и борцовскими приемами из Бразильского Джиу Джитсу .

А позднее он еще усовершенствовал технику старинного филиппинского боевого искусства «Кали» (также называемое Арнис ) которое предполагает бой палками, ножом или другими подручными предметами.

Существует и другая более «традиционная» школа Джит кун до, которая вместо филипинских боевых техник использует больше техники традиционного вин чун , карате , и другие азиатские стили. Называются подобные школы обычно «Чжэньфань Джит Кун-До» (Чжэньфань - китайское имя Брюса Ли, данное ему при рождении ), то есть просто в переводе «Брюс ли джит кун до».

В Хорватии есть школа Томми Карутерса где изучают этот боевой стиль по комплексам которым даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь.

Так что если вы действительно сильно хотите попробовать изучать именно сверх эффективную спонтанную боевую систему джит кун до, которая предполагает инстинктивный бой приемами из практически любого известного стиля боевых искусств, умение воспользоваться и любыми предметами для обороны если они вдруг попадут под руку.

И конечно же, восточной философией достойной лучших и самых мудрых мастеров боевых искусств, при этом не боитесь возможно извращённого понимания его сути исходящее не от самого великого мастера, то у вас есть возможность тренироваться у энтузиастов, его практикующих в России, Украине, других странах СНГ и мира.

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Джиткундо
  • Джиу-Джитсу

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Джит Кун-До - Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Джиткундо - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Ли, Брюс - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

    Брюс Ли - англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 Имя при рождении: Ли Чжэньфань … Википедия

    Virtua Fighter 5 - Североамериканская обложка игры для PlayStation 3. Разр … Википедия

    Virtua Fighter 5 R - Virtua Fighter 5 Разработчик Sega AM2 Издатель Часть серии Virtua Fighter Дата выпуска Аркадный автомат … Википедия

    Эмери, Линда - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эмери. Линда Ли Кэдвелл англ. Linda Lee Cadwell … Википедия

    Боевое искусство - (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не… … Википедия

    Восточные БИ

    Восточные боевые искусства - Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Расстояние между двумя опытными борцами непрерывно изменяется, пока оба ищут положение, чтобы иметь преимущество. Лучше всего всегда занимать позицию вне досягаемости удара противника, но находиться при этом не слишком далеко, чтобы в любой момент вы могли совершить нападение, сделав лишь небольшой шаг вперед. Расстояние зависит не только от вашей скорости и подвижности, но также от скорости и подвижности противника.
В обычном боксе боксеры стоят ближе друг к другу; нежели в китайском боксе, т.к. здесь используются и удары ногами. Нога длиннее руки, и боксер, работающий в стиле китайского бокса, имеет большую досягаемость.
В джит кун-до существуют три различных вида расстояния, используемые во время борьбы. Повсеместно и чаще всего наибольшая удаленность противников друг от друга используется тогда, когда вам ничего не известно о мастерстве вашего соперника и его намерениях, как изображено на фотографии 1, но вы хотите "испытать" или "почувствовать" противника. Если вы защищаетесь, разумнее находиться подальше от противника. Но если речь идет о длительной борьбе, расстояние будет действительно верным тогда, когда вы можете победить противника скоростью и подвижностью.
Даже обладая очень большой скоростью нанесения ударов, трудно избежать удара противника, находящегося вблизи вас. Тот, кто обычно начинает нападение с малого расстояния, имеет преимущество. Но нападающий, который не может правильно оценить расстояние, не добьется успеха, даже если обладает точностью удара, скоростью и может рассчитать время нападения.
Когда вы уверены, что "почувствовали" противника, можете приблизиться к нему, как показано на фотографии 2. На таком расстоянии вы находитесь вне досягаемости ударов противника, но достаточно близко, чтобы самому совершить нападение. Это самое верное расстояние, если вы хорошо чувствуете время нападения. Опытный борец будет маневрировать до тех пор, пока не заставит противника уменьшить расстояние и, таким образом, он не сможет избежать западни.
Среднее расстояние дает вам возможность уклониться от любого удара, быстро отступив назад. Но подобную тактику защиты не всегда можно применить, потому что она сводит на нет контрнападение или осуществление собственного нападения. В джит кун до (ДКД) вы отступаете ровно настолько, чтобы избежать удара, но сохраняете при этом достаточное расстояние для контрнападения.
Борьба на близком расстоянии является обычно следствием нападения или контрнападения. На таком расстоянии трудно защищаться, если вы не совершили захват рук противника. Преимущество на этой дистанции всегда имеет тот, кто начал нападение. На близком расстоянии, показанном на фотографии 3, борец, более искусно работающий руками, победит того, кто более опытен в работе ног.
В отличие от спортсменов европейского бокса, в китайском боксе боксер должен быть готов к защите от ударов локтями, коленями, головой и другими частями тела, особенно в борьбе на близком расстоянии. Он должен знать, что противник может совершить захват и опрокинуть его на землю.
В европейском боксе боксерам трудно оказаться на близком расстоянии, но когда они находятся непосредственно друг перед другом, им также тяжело оставаться в таком положении. В китайском боксе, где удары наносятся и ногами, очень трудно достичь близкого расстояния, но если боксеры оказываются в подобном положении, борьба быстро будет завершена, т.к. существует много силовых технических приемов для борьбы на таком расстоянии.
В близкой борьбе важнее всего заблокировать ведущую ногу противника, поставив свою ногу так, как показано на фотографии 3. Это необходимо выполнить автоматически, потому что в близкой борьбе все свои силы борец должен сосредоточить на технических приемах борьбы руками.
Ли приделал металлическую трубку к своему деревянному манекену, имитируя "ногу" противника (посмотрите на фотографии 4 и 5).
Поначалу он внимательно следил за тем, чтобы всегда правильно ставить свою ведущую ногу к "ноге" манекена, но после нескольких месяцев упражнений это движение стало естественным и автоматическим.

Маневр, который Брюс Ли часто применял в борьбе на близком расстоянии, заключался в том, чтобы своим телом прижать противника и вывести его из равновесия, как изображено на фотографиях 6 и 7. Подобная тактика может применяться против любого противника, даже если он тяжелее или сильнее. Этот прием отрабатывайте с партнером, при этом согните колени, центр тяжести тела перенесите на переднюю ногу и сильно толкните противника. Вы должны двигаться вперед, перебирая ногами, а руками и корпусом тела заблокировать руки противника. Тайна этого приема заключается не только в работе плеч, когда вы толкаете противника, но и в развороте корпуса тела.

Когда ваш противник поскользнется и станет отступать назад, свободной рукой вы можете его ударить или опрокинуть на землю. Это очень верный технический прием, потому что противник не может ответить контрнападением. Он совершенно выбит из равновесия, чтобы иметь возможность ответить на нападение.
Хороший борец всегда маневрирует и старается остаться на таком расстоянии от противника, которое его больше всего устраивает. Он находится вне досягаемости удара противника и терпеливо ожидает настоящего момента, чтобы приблизиться к противнику или притянуть его к себе. Он может совершить нападение, когда противник движется к нему или когда видит возможность в момент изменения положения противника.
Нападение или отступление должны быть быстрыми и решительными. Противник не должен предвидеть ваши движения до тех пор, пока не будет слишком поздно для его защиты или контрнападения. Идеальным моментом для нападения является тот, когда противник неподвижен.
Расстояние настолько важно, что даже и маленькая ошибка в досягаемости может сделать нападение безопасным. Вы должны совершить нападение за секунду до того, как противник окажется на желательном расстоянии от вас, а не после того, как он окажется на этом расстоянии. Это как в футболе, когда нападающий вбегает в ворота прежде, чем ему с фланга направят мяч.

О детских и юношеских годах Брюса Ли рассказывает его друг, учившийся вместе с ним Вин Чун в школе Грандмастера Ип Мэна – Хокинс Чун.

Хокинс Чун начал заниматься Вин Чун у грандмастера Ип Мэна в 1953 году. Он учился в школе вместе с легендарным Брюсом Ли, и по вечерам оба с увлечением практиковали Вин Чун. Чтобы получить боевой опыт они участвовали в потасовках, а когда им не с кем было драться, они дрались друг с другом. Позже жизнь их разделила, Брюс поехал в США, а Хокинс поступил в колледж в Австралии. Но, несмотря на это они продолжали звонить и писать друг другу. В беседах и письмах Брюс подробно рассказывал о развитии своего боевого искусства. Хокинс – один из немногих людей, кто знает весь путь, который прошел Ли: от Вин Чун до Джун Фан, а затем и до Джит Кин До. Они встретились снова, когда Ли вернулся домой, чтобы сниматься в фильмах. Оба делились и обменивались боевым опытом и методами тренировок. Они поддерживали близкий контакт, вплоть до смерти Брюса в 1973 году.
Кроме Вин Чун, Хокинс Чун так же хорошо владел другими видами боевых искусств. Неплохо владея Тай Цзи Цюань, он был известен по направлениям Ву, Ян, Чен и Сун. Мастер Хокинс Чун так же имеет четвертый Дан по каратэ-до. В 1978 году он иммигрировал в США, чтобы развивать там Вин Чун. Он так же является шеф-инструктором Азиатской Академии Боевых Искусств Хокинса в Лос-Анджелесе. Информация о нем часто появлялась на страницах журнала “Inside Kung-fu”, он участвовал в многочисленных показательных выступлениях, а так же в передачах на телевидении. Он никогда не распространялся о своей дружбе с Брюсом. Теперь, когда его друг умер, он увидел что многие последователи Брюса, придают Джит Кун До совсем иной смысл. В своих статьях о Брюсе Ли и Джит Кун До Чун показывает развитие Брюса от самого раннего периода в Гонконге до его последних дней, как звезды кино, рассказывает о создании Брюсом Джит Кун До и характеризует известные сегодня боевые искусства.

Гонконг 50-х был гнетущим местом. После второй мировой войны Гонконг страдал от безработицы, слабой экономики, перенаселения и нехватки жилья, люди старались обмануть друг друга. Собирались банды, и малолетние преступники буйствовали на улицах.
Я познакомился с Брюсом в средней школе, Евроазиатской Школе Фрэнсиса Хэвира, которую я посещал. Брюс был изгоем, и я, в свою очередь, тоже смеялся над ним, называл его “плохим мальчиком”. Это было началом нашей дружбы. В то время, в 50-х ситуация в Гонконге была такова: британцы основали там колонию и часто относились к китайцам, как к собакам.
Тогда Брюс не был большой звездой, он был самым обычным парнем. Он начал изучать Вин Чун, чтобы выжить. Когда нам не с кем было подраться, мы дрались друг с другом. Мы спорили с ним по поводу тренировок Вин Чун, по поводу нашего собственного опыта и знания. Каждый хотел быть лучше собаки. Мы преднамеренно прятали информацию, которую собирали. Каждый старался найти свой собственный источник. Мы часто прятали технику, показанную нам учителем – Ип Мэном, старшими учениками или друзьями из других стилей. Мы не заботились о красоте техники, а только об её эффективности. Каждый хотел узнать лучший способ её применения.

Мы были хорошими буддистами. Мы не делились техникой открыто, но старались заглянуть друг к другу в карты. Когда мы изучали новый метод или технику, мы добавляли ее в свой репертуар. Брюс проверял новую “штучку” на мне, а я в следующий раз первым возвращал ему его технику. И каждый всегда пытался понять, откуда другой взял ту или иную информацию.
Чтобы проверить мастерство Брюса, я часто затевал с ним драку. Я хотел видеть, как Брюс дерется, насколько хорошо он это делает. С его стороны было то же самое. Если он побеждал, мы смеялись, но если он проигрывал, он очень расстраивался и начинал работать усерднее, в поисках лучшего способа побить своего противника.
Мы подшучивали над нашими противниками, чтобы разозлить, иногда пряча свои лучшие приемчики. Всю технику, которую кто-либо пробовал на нас, мы обязательно возвращали ему обратно.

Наш соревновательный дух проявлялся не только в боевых искусствах, но так же и в повседневной жизни. Всем известно, что Брюс хорошо танцевал Ча-ча-ча. В школе у меня были филиппинские друзья, которые тоже умели хорошо танцевать. Я научился у них нескольким движениям, чтобы показать Брюсу. Когда я повстречал его в следующий раз, он показал мне целый набор таких движений! Я спросил своего друга, учил ли он Брюса новым элементам, но он отрицал это. Позже я выяснил, что Брюс пошел заниматься к учителю танцев моего филиппинского друга, чтобы выучить больше движений, чем я. Это был наш характер – постоянный поиск новых источников. После я пошел к тому же учителю танцев и пытался его убедить больше не учить Брюса.

Вильям Чун и Вон Шун Леун были для Брюса основным источником информации по Вин Чун. Они были старшими для нас, но мы не могли открыто показать наш уровень техники, потому что боялись, что они не покажут нам большего. Если старший попадал в уличную драку и проигрывал, то мы могли увидеть его уровень. Если мы не могли решить проблему, то спрашивали обо всем старика Ип Мэна. Повзрослев, мы начали делиться информацией более открыто.
Я жил всего в паре кварталов от Брюса. Наши семьи были состоятельными и мы часто пользовались услугами наших личных водителей, чтобы добраться друг до друга. Мы вместе проводили выходные, вместе готовились к выпускным экзаменам в школе, играли в нашу любимую старую игру, подшучивая над ничего не подозревающими людьми. В этой игре один из нас играл плохого парня, а другой был хороший.
Однажды мы убедили двух наших одноклассников-европейцев подраться друг с другом. Они были гораздо младше нас и были хорошими друзьями. Брюс и я хотели выяснить кто из нас лучший инструктор. Каждый взял себе одного парнишку и тренировал его, чтобы тот мог победить второго.

В школе у Брюса было прозвище “Горилла”. Он получил его за мускулистое тело и большие руки. Большинство учащихся боялись его, и только я называл его “цыплячьей ножкой”, он злился на меня и гонял по всему школьному двору. Мы были очень хорошими друзьями.
У нас в школе была хорошая футбольная команда, но мы с Брюсом не участвовали в командном спорте. Нас интересовало совсем другое.
Однажды объявили о проведении чемпионата школ по боксу, который проводила английская школа св. Георга. В нашей школе никогда не было боксерской команды, но вдруг у кого-то возникла мысль, что мы с Брюсом сможем составить неплохую боксерскую команду. Видимо мы производили впечатление самых отъявленных драчунов, и вот кто-то предложил нам поучаствовать в матче.

В ночь матча я пробрался в раздевалку, чтобы увидеть прежнего чемпиона. Он был другом моего брата, и Брюсу очень хотелось встретиться с ним. Я предупредил чемпиона, что ему предстоит встретиться с “Гориллой”, экспертом в кунг-фу и посоветовал ему быть поосторожней. Признаться, он был слегка напуган. Он и раньше слышал о том, что мы вместе практиковали кунг-фу. А Брюса тем временем ели другие сомнения, он был обеспокоен тем, что никогда раньше не боксировал. Но в начале боя Брюс атаковал противника изнутри техникой Тан Да. Чемпион был разбалансирован физически, а Брюс продолжал использовать Тан Да с последующими прямыми ударами в лицо. Он выиграл чемпионат.

Следующий бой был моим. Но я был дисквалифицирован за использование техники Пак Да, которую судьи сочли нарушением правил.
Мы окончили школу в 1958. Брюс сказал, что уезжает в США, так как этого хочет его отец. А я решил поступать в колледж в Австралии. Я спросил, кем он хочет стать, а он ответил, что хочет быть стоматологом. Я был несколько удивлён таким решением. “Твои пациенты потеряют все свои зубы”, – говорил я.
Отец Брюса должен был поддерживать его в США и оплачивать все его расходы. Но Брюс хотел быть независимым. Чтобы зарабатывать деньги на стороне он решил обучать людей Вин Чун. Но мы выучили ещё только 2-ю форму Чам Кю и всего 40 движений на деревянном манекене. Мне казалось, что этого недостаточно, для преподавания.

У нас был друг, которого мы называли дядя Шуй Хон Санг. Он изучал северные стили кунг-фу. Брюс хотел выучить наиболее зрелищные из них, для показухи. Нам было велено приходить на занятия в 7 часов. Мы начали изучать Лам Эд (базовое направление северного стиля кунг-фу). Но у меня сложились не очень хорошие отношения с собакой мастера Шина, – я ненавидел ее, а она меня. Она лаяла на меня всякий раз, когда я приходил. В конце концов, громкий лай собаки и ранние утра заставили меня оставить это дело. Брюс занимался на два месяца больше меня и выучил Гун Лик Куен (1-я форма для тренировки силы), Бун Во Куен (базовая форма богомола), Джит Куен (опережающий кулак), все формы северного стиля.

Прежде, чем гонконгский житель мог уехать в другую страну, он должен был пойти в полицейский участок, чтобы получить специальный сертификат, свидетельствующий о том, что его биография не изобилует сюжетами из бандитского прошлого. Когда Брюс пришел за сертификатом, оказалось, что наши имена были в черном списке известных малолетних преступников. Он позвонил мне и сказал: “Хокинс, у нас большие неприятности, наши имена есть в известном гангстерском списке. Я собираюсь пойти в полицию, чтобы очистить свое имя. Пока я буду там, я сделаю и твое имя чистым”. Я был ему очень благодарен. Но через несколько дней в мой дом пришел следователь и стал расспрашивать меня о принадлежности к какой-либо банде. К такому, мягко скажем, неожиданному результату привели попытки Брюса мне помочь.
Моему отцу пришлось заплатить денег этому следователю, чтобы мое имя вычеркнули из этого списка. В противном случае я не смог бы поступить в колледж в Австралии. Я ненавидел Брюса за то, что случилось.

Когда он уезжал, я провожал его до порта. После многих лет, в течение которых мы были как братья, мы в первый раз расставались. Это случилось за много лет до того, как наши пути пересеклись вновь.
После отъезда Брюса из Гонконга, я поступил в колледж в Австралии. Но, не смотря ни на что, мы продолжали переписываться друг с другом. Брюс писал, что он работает в ресторане Руби Чоу в Сиэтле, а в свободное время преподает нескольким ученикам Вин Чун, наряду с высокими ударами ногами из северного стиля Кунг-фу дяди Шуи. В письмах он часто говорил, что очень любит Вин Чун и желает вернуться в Гонконг, чтобы улучшить свои знания в этой системе.

Он убеждал меня не сдаваться и продолжать тренироваться. Правда, тогда у меня не было времени “забросить” Вин Чун. Дело в том, что я прибыл в Сидней, в Австралию, в конце 50-х. Через 14 лет после Второй Мировой войны, Австралия сильно пострадала от японской оккупации. Мне часто приходилось драться, потому что люди испытывали сильную неприязнь к японцам, а китайцы и японцы были для них на одно лицо. Я дрался с людьми, вдвое больше себя, чтобы выжить. В колледже так же училось много юго-восточных азиатов, и иногда расовое напряжение и культурные различия давали повод для насилия. Драки начинались без предупреждения. У меня были неприятности с несколькими тайскими боксерами, они называли себя “призовыми бойцами”, т.к. дрались за призы. Я сражался за свою жизнь. С тайцами было сложно биться, казалось, что у них по четыре руки. Я написал Брюсу о приобретенном мною боевом опыте, о том, что я узнал, как применять Вин Чун против боевых искусств разных культур. Брюс ответил, что если у меня возникнут проблемы в Австралии, чтобы я перебирался в США. Он говорил, что позаботится там обо мне.
Я вернулся в Гонконг в 1964. Однажды, только я собрался вырулить с парковочного места на улице, как вдруг, с левой стороны от машины я увидел человека. Я не видел его лица, но подумал, что он явно нарывается на неприятности. Распахнув дверь автомобиля, я вылез готовый к драке. Внезапно я узнал Брюса. Моей радости не было предела, и только я собрался сказать “привет”, он притормозил меня: “Хокинс, стой, где стоишь. Я тебе сейчас кое-что покажу”. Он отошел на пару шагов назад и стремительно атаковал. Я был удивлен быстротой его движений.

Вторым сюрпризом было то, что характер Брюса ничуть не изменился. Он по-прежнему хотел быть выше собаки, и все по-прежнему хотел выпендриться. Если ты ему нравился, то он делился с тобой всем, что было у него на душе. Если нет, то в таком случае было очень сложно иметь с ним дело. У него была редкая способность уводить внимание собеседника в сторону. Иногда было невозможно понять, о чем он думает. Но когда Брюс становился очень хорошим, славным парнем, это вызывало некоторые подозрения, либо он хотел чего-то от тебя, либо подумывал, как взять над тобой верх. Его характер привлекал людей, но с другой стороны подшутить над ним не составляло проблемы.
Я интересовался у Брюса, как он смог научиться такому быстрому входу. Он сказал: “Слушай, Хокинс, в Соединенных Штатах у меня не было хороших партнеров для отработки техники Вин Чун. Ты можешь сказать, что я знаю Вин Чун лучше, чем некоторые здешние, так называемые мастера. Но в реальности я не мог продвинуться дальше в технике. Зато у меня было много поединков. Мои противники были быстры, но я должен был быть быстрее их. Они сильны, значит, я должен быть сильнее… Не было другого пути, потому что в США я был парнем “кунг-фу”. Но поскольку мое знание Вин Чун ограничено, и моя структура не может устоять против больших противников, я следовал принципу: “предела, как такового не существует”.
Первый раз я слышал от Брюса нечто подобное. Это то о чем говорят китайцы фразой “Bik fu tiu cheng”, что в переводе означает – прижатый к стене тигр прыгает через стену.

Я понял, что Брюс почувствовал разочарование в тренировках по боевым искусствам. Но, несмотря на то, что он стал все больше склоняться к западному типу, он гордился тем, что он китаец и не хотел смешивать китайское кун-фу с боевыми искусствами других национальностей.
Он продолжал: ” Я очень много тренировался, чтобы побить своих противников. Поэтому я и вернулся продолжить обучение стилю Вин Чун. Я надеюсь изучить у старика (Ип Мэна) технику работы на деревянном манекене. Может быть, Сифу оставит мне свой 8-миллиметровый фильм, который я смогу показать своим ученикам в США”.
Брюс так же поделился со мной тем, что, возможно, началась его актерская карьера. “Кстати, – заметил он – я только что заключил контракт с кинокомпанией ХХ Век Фокс о создании фильма “Чарли Чан” (позже он послужил началом для сериала “Зеленый шершень”). А сейчас я собираюсь пойти к старику”. Я знал, когда Брюс хочет, чего-то добиться, лучше ему не мешать, поэтому ушел.

Спустя несколько дней, Брюс устроил показательные выступления в одном из популярных ток-шоу на телевидении. Он даже не упоминал о Вин Чун, называя свое искусство просто: “Гун-фу”. Я понял, что между ним и Ип Мэном что-то произошло. Мне был известен характер Брюса: если ему что-то очень-очень было нужно, либо он в чем-то хотел достичь совершенства, никто не мог его остановить, а если пытались, то Брюс лез из кожи вон, но чтобы задуманное было выполнено. Затем он возвращался, показывал то, чего достиг, стараясь этим привести вас в замешательство.
Я узнал, что старик отказал Брюсу в просьбе записать для него фильм о работе на деревянной кукле. Старик был верен китайским традициям, а Брюс, наоборот, стал мыслить более по западному. Он хотел изучить все “за одну ночь”, но старик настаивал, что он должен тренироваться, чтобы получить то, о чем просил.
Позже, мне стало известно, что Брюс создал свою собственную методику и назвал ее Джит Кун До.

В 1966 году, мой друг и я стали свидетелями прихода японского каратэ в Гонконг. Я почувствовал некоторые перемены в себе во время спаррингов с инструкторами каратэ. Их атаки были стремительны и эмоционально наполнены. Они нападали так же быстро, как и исчезали. Они наносили удары с такой скоростью, что когда я ставил блок Пак Сао, они успевали вернуть руку, и у меня не было возможности создать контакт. Когда я пытался войти изнутри, они использовали прямой удар ногой. Зато моя защита была им не по зубам. Они не могли меня достать. Правда, когда наступал момент атаки, то тут у меня не было возможности получить очки. Я был очень расстроен этим типом спортивного боя. Это отличалось от реального поединка, т.е. подчеркивало искусство, а не только мужество и выносливость.
Я вспомнил, что говорил мне Брюс: “Если противник быстр, надо быть еще быстрее. Если силен – надо быть сильнее”. Затем я подумал, что инструктора каратэ тренируются годами, чтобы развить скорость и силу. Поступи я так, как сказал Брюс, я бы потратил в два раза больше времени, чтобы победить их в игре по их правилам. Когда я применял прямой удар по Вин Чун, я понимал, что невозможно достать моего противника, поскольку я использовал стойку “лошади”, при которой вес тела находится на сзади стоящей ноге. Применяя переднюю стойку каратэ, я мог настигнуть своего противника, но он поворачивался, и я терял свою структуру Вин Чун. Итак, передо мной возник сложный вопрос, что будет, если я попробую выбросить свое тело вперед, чтобы достать своего противника. Это, возможно, сработало бы против того, кто работает на один удар. Но я всегда задавался вопросом, а что случится, если я буду драться с человеком, знающим кун-фу, или просто с уличным бойцом, и они смогут выдержать мой лучший удар? Или, например, мой противник начал входить в тот момент, когда я надеялся провести свой лучший удар? Очевидно, я бы попал в большие неприятности.
Я хотел сохранить правильное положение тела, рук и ног по системе Вин Чун. Я размышлял, как сдержать или остановить большого противника, без такой структуры. Структура была так же очень важна против людей, использующих в бою определенные комбинации. А еще я спрашивал себя, что же случится, если с возрастом моя скорость и сила будет уменьшаться? Это значило, что у меня в старости не будет шансов!

Брюсовский путь опережения (Джит Кун До) – это один из принципов Вин Чун. Этот способ ограничен. Брюс поставил опережение во главе своего метода из-за обстоятельств, о которых он мне рассказывал во время своего первого приезда в Гонконг. Еще до своей смерти он рассказал мне, что “jeet kune” означает Пак Сао в Вин Чун, или остановку удара противника до того, как он достигнет цели. Я спрашивал его, изобрел ли он новый стиль? Брюс жестко отвечал мне: “Нет! Это только впечатление в движении! Можно сказать, это мое впечатление от Пак Сао (прим. авт. Пак Сао – это одно из основных движений Вин Чун, и в зависимости от обстоятельств оно может быть как оборонительным, так и наступательным). Я не предавал Сифу, я не предавал китайские боевые искусства. Я хотел показать другим применение принципа jeet kune. Я хотел доказать, что смогу остановить их быстрые атаки”. Мне был знаком нрав Брюса. Я знал, что он хотел доказать всем, кто занимается Вин Чун во всем мире, что он выше собаки. Брюс всегда менял свой способ драться, чтобы доказать себе, что он лучший. Я никогда не читал его книг, а так же книг, которые писали о нем другие, но я видел его и в реальных боях, и в актерских. Я осознал, что его боевое искусство имеет две стороны, одна – реальная жизнь, другая – кино. Скорость и сила Брюса пугали его противников и доказывали принцип, который он называл Джит Кун До. То, что он демонстрировал на экране, говорило об его актерском таланте, это показные движения, приводящие в восторг его поклонников. Но я не видел настоящего Джит Кун До в его фильмах.
Я считаю, что люди, которые знали Брюса лично, могли сказать, что его фильмы чисты и очень современны. Людей, которые не знали Брюса, так же привлекали его фильмы и философия.

Я живу в Америке уже 12 лет, и неоднократно видел его учеников и друзей. Они изменили многое в его методе, потому что они не знали сути, истинного значения Джит Кун До. Некоторые из них уже преподают Джит Кун До как стиль! Они говорят, что обучают Джит Кун До, и создают свой собственный стиль, называя его “Джит Кун До такого-то”.
Насколько я помню, Брюс объяснял мне, что Джит Кун – это метод остановки или прерывания активности противника. То есть Джит Кун До – это метод “встречи” противника во время его атаки. Принцип прерывания атак используется во всех видах боевых искусств. Если ты не хочешь получить удар, лучше остановить, либо сблокировать атаку не убегая и не отпрыгивая. Каждый стиль или человек демонстрирует опережение по-своему. Брюс показывал это в своем собственном варианте, в соответствии с агрессивностью его характера и жаждой победы. Визитная карточка стиля Брюса – активность при входе. Только Брюс мог делать это.

Он изменил свой метод работы руками не для вас или для меня. Он стал экспертом в опережении. Брюс постоянно тренировался, чтобы доказать то, что он говорил о Джит Кун. Он рассчитывал похоронить имя “Джит Кун До” пока был жив. С тех пор, как он умер, ученики должны были бы поддерживать данное Брюсом обещание. Вопрос в том, смогут ли они доказать, что они могут “jeet kune” ему или публике?
Нам не важно, как ученики Брюса изменили его путь. Мы просто хотим увидеть такого же или даже лучшего, чем Брюс Ли в действии, но не в другом стиле или методе. Если ваши результаты отличаются от результатов Брюса, значит, вы не можете представлять Джит Кун До. Если же вы занимаетесь Джит Кун До, вы должны постараться стать экспертом в опережении атак. Не унижайте память Брюса, своим способом. Это не его создание. Как, увидев технику можно определить людей занимающихся Вин Чун, так же тех, кто следует пути Брюса, должны узнавать по принципу. Это принцип опережения атаки.
Чтобы понять Брюса и его боевое искусство, вы должны взглянуть на его материнское искусство Вин Чун.
В пятидесятые годы, Вин Чун был очень популярной системой, благодаря своей репутации возникшей из-за многочисленных поединков с другими стилями кун-фу. Вин Чун был известен своей простотой, направленностью, экономичными движениями и неклассическим стилем.

Многие люди, приходившие на тренировки Вин Чун хотели научиться драться. Мы с Брюсом тоже стали заниматься Вин Чун, услышав о боевой репутации этого стиля. Но первое ощущение, которое ты испытываешь, начиная изучать первую форму Вин Чун – это негодование. Мы спрашивали: “Зачем нам это учить? Как мы, изучая это, сможем драться?” Каждый хотел выучить Сиу Ним Тао быстро, чтобы поскорей перейти к упражнению “Липкие руки”. Но Дан Чи Сао (упражнение с одной “липкой” рукой) тоже не было очень веселым, поэтому молодые ученики старались проскочить его как можно быстрее. А когда мы наконец-таки изучили двойные “липкие” руки, мы чувствовали возбуждение, и думали: ” Я могу драться! Я знаю Вин Чун!” Нам нравилось подражать старшим. И если тебе удавалось ударить своего партнёра, ты гордился собой. “А я могу побить его!”, – была наша первая мысль. Так что, каждый старался победить своего партнера первым, чтобы оказаться лучше всех.

Все так же старались “умаслить” старших, чтобы они научили их новым приемам, с помощью которых можно было побить того, кто тебе не нравился или того с кем ты соревновался. Итак, ученики собирались в группы и устраивали соревнования между собой. И каждая группа думала, что может побить другую. С моей точки зрения с этого и началась политика Вин Чун. При своем весе 45-47 кг, мне было очень сложно с теми, кто больше меня. Чтобы побить своих противников, я старался насобирать как можно больше приемов. Если противник узнавал твой прием, то тебе приходилось искать новый, но если он знал все твои приемы, то, будучи маленьким парнем, ты попадал в большие неприятности. Старая пословица гласит: “В одной игре, по одинаковым правилам, тот, кто больше, всегда побеждает”. Эта пословица относится к любому виду физического спорта.

Позже, все приемы стали бесполезны. Во время продвинутой практики “липких” рук, меня всегда выталкивали, из-за моей ограниченной физической силы. Многие противники были сильнее меня и знали все мои “штучки”. Я был очень расстроен. Если я пытался ударить, им было нипочем, они ловили момент и возвращали мне удар. Я понял, что “липкие” руки очень отличаются от боя на дистанции. На дистанции легковес может двигаться быстрее, чем тяжеловес. Моя проблема была в том, что я изучал Вин Чун, а не систему боя на дальней дистанции.
Когда я практиковал Чи Сао с большими старшими учениками, меня всегда выталкивали. Каждый, кто изучал Вин Чун, старался доказать, что он лучше других. Многие из них концентрировались на атакующей стороне “липких” рук. Они старались научиться тому, как побыстрее ударить своего оппонента. Практика превращалась в спортивно-состязательную игру, и кто был физически сильнее, тот побеждал. Эгоизм усиливался, и каждый старался быть лучшим. Есть пословица в Вин Чун: ” Не говори о старших и младших. Кто первый научился, тот старший”. Это значит, что у нас нет старших, поскольку мы лучше них. Мы говорим, что у нас нет старших, только потому, что мы стремимся стать лучше них и лучше основателя Вин Чун. Если ты посмотришь на свое искусство с этой точки зрения, ты, конечно, докажешь, что ты лучший.
Этот период был очень сложным для меня. Я думал об уходе из Вин Чун несколько раз, пока, наконец, не пришел к Старику (Грандмастеру Ип Мэну). Он всегда говорил мне: “Расслабься! Расслабься! Не впадай в волнение!”. Но, когда я работал Чи Сао, мне было сложно расслабиться, особенно если я получал удар. Я очень злился и хотел убить своего партнёра. Игра “липкие” руки становилась боем, где доставалось обеим сторонам. Разница была лишь в том, кому достанется больше. А поскольку я был меньше, то я всегда получал много ударов.

Я видел, как работает “липкие” руки Ип Мэн. Он был очень расслаблен и говорил со своим партнером. Иногда он выталкивал партнера, не ударяя его. Когда я работал “липкие” руки с Ип Мэном, я всегда чувствовал, что мой баланс контролирует он. А когда я пытался ударить его, я тут же лишался равновесия, чувствуя свои ноги оторванными от земли. Нанося удары, я чувствовал, что мои руки пролетают мимо. Мне казалось, что Ип Мэн использовал мою силу, чтобы ударить меня. Его движения были такими легкими, что, казалось, он ничего не делает, даже не шелохнет рукой. Когда меня отбрасывало, это было очень мягко, не резко, но я не мог заметить его технику. Когда я спрашивал его, как он это сделал, он просто говорил: “Вот так!”. И показывал движение рук, которое было точь-в-точь, как на практике. Я смотрел, как Ип Мэн проделывал тот же самое с другими учениками, и с младшими, и со старшими. Он никогда не бил своих учеников, но ставил их в нелепую позу, вызывая этим зрелищем смех у других. Он был очень веселый старик. Я никогда не видел, чтобы Ип Мэн отступал при Чи Сао. Я подумал про себя: ” Этот пожилой человек моего размера и веса, как ему удается так легко контролировать своих учеников!”. Каждый раз, когда он играл в Чи Сао со своими учениками, я наблюдал за его отличной структурой Вин Чун. Когда бы он ни сделал шаг вперед, его оппонент всегда отходил назад. Ип Мэн никогда не показывал смертельную технику, каким бы большим не был его ученик. Ученики пытались запутать его руки, а Ип Мэн улыбался, и четко контролировал движения.

Я потерял надежду, поэтому спросил Сифу, что мне делать дальше. Он сказал мне: “Почему ты все время хочешь быть таким же, как остальные? Ты знаешь, что это не работает, почему не поменяешь? Делай больше форму, и забудь на время о Чи Сао. Делай форму медленно”. Я был сконфужен, я хотел научиться драться в Вин Чун. Я хотел новых путей и новой техники. И после стольких лет, советом Ип Мэна были всего лишь несколько слов! Я запутался, но я всё еще не мог спорить с ним. Передо мной встал выбор, либо бросить всё, либо делать, как он сказал. Итак, я пересмотрел с ним все формы, и откорректировал их на частных уроках. Я медленно работал с ним “липкие” руки. Он лишь тренировал меня и вел мои руки, как няня. В этой манере я изучил мягкую, оборонительную сторону Вин Чун.
Кто мог знать высокое искусство Ип Мэна. Он мог нейтрализовать силу противника или прервать его движение, так, что оно никогда не достигнет цели.

Аналогично большому автомобилю, столкнувшемуся с маленьким. Можно предположить, что у водителя маленькой машины не очень много шансов. Он должен отключить свой двигатель или первым прервать работу двигателя большой машины. Конечно, большая машина может проехать по маленькой и раздавить её, но это зависит от того, насколько большая машина, и какой у неё водитель.
Когда Ип Мэн встречался с большим противником, его мастерство было настолько велико, что он мог остановить “двигатель” противника, или даже не дать ему “завестись”. Когда ты уже стар, ты должен использовать этот способ, чтобы выжить. Я был вынужден изучить этот метод, поскольку был маленького роста. Я должен быть быстрее, чем начало движения кулака или даже локтя моего соперника. Я должен был научиться видеть сигналы его тела или намерение атаковать. Не важно ближний это бой или бой на дистанции, мне необходимо было остановить его “двигатель” или прервать его желание атаковать. Для Брюса не было необходимостью изучать этот высокий уровень Вин Чун, ведь по стандартам Гонконга он был большой машиной.

Каждый человек в Вин Чун имеет свою точку зрения или политику. Политика начинается тогда, когда каждый говорит о “самом лучшем” методе входа и атаки. “Самый лучший вход” или “самая лучшая атака” – это всего лишь продукт, который выбирает и покупает потребитель Вин Чун. Для человека практикующего Вин Чун каждая атака распознаётся “ищущей рукой”. Я вам задам первый вопрос: Если вас будут атаковать, и вы решите проблему до того, как она возникла, то, будет ли здесь политика? Политика возникает там, где все делится на части, поэтому я и говорю: в Вин Чун на высоком уровне нет техники. Кто может осознать искусство Ип Мэна? Мои братья по тренировкам уважали Ип Мэна за то, что он никогда не причинял им вреда, а так же за то, что у них не хватало умения причинить вред ему. В 50-х искусство Ип Мэна было верхом чувствительности, он мог сразу же прочесть намерения противника.
Вин Чун – больше умственное, нежели физическое боевое искусство. Система была создана женщиной и поэтому требует умственной стратегии, физического умения и чувства времени. Вин Чун требует, чтобы умственное было впереди физического. Эта система предназначена для развития умения, а не стиля. Я не лучший, но я знаю своё место в этом искусстве.

Хороший практик Вин Чун будет постоянно работать Чи Сао. Чи Сао даёт возможность узнать человека, с которым вы практикуетесь, его характер, недостатки и преимущества. Вы можете взглянуть на тело бойца и определить кто он боксёр, кикбоксер или борец, по его движениям и мышечной структуре. Его поведение тоже говорит о том, с каким бойцом вы встретились. Конечно это не на 100 процентов. Прежде, чем сделать ставки на скачках, опытный игрок постарается собрать как можно больше информации о лошади.
Он посмотрит на нее, увидит ее статистику и примет интеллектуальное решение. Вы должны научиться сводить риск к минимуму. Это то, чему учит Чи Сао.

Когда вы практикуете Чи Сао, вы не должны атаковать первым, а наоборот постарайтесь собрать как можно больше информации о вашем противнике. Многие практики Вин Чунь вместо того, чтобы узнать своего оппонента получше, сразу пытаются ударить. Но помните, когда вы атакуете первым, вы даете противнику информацию о себе. Сунь Цзы советовал: “Знай себя, знай своего врага – в 100 битвах, 100 побед”. Формы Вин Чун созданы для того, чтобы узнать себя, Чи Сао помогает узнавать других.

Брюс изменил свои методы, когда приехал в Соединённые Штаты. Бесспорно, время и опыт вызывают изменения, но еще ему помогал Вин Чун, указывая в каком направлении двигаться. Так же, как и другие мои братья по тренировкам выражают Вин Чун по-своему, Брюс создал метод преподавания своей версии Вин Чун в США. Он использовал “наступательную” сторону Вин Чун. Он говорил, что, возможно, он увидел “ограничения Вин Чун”, но правдой было то, что с Вин Чун было все в порядке. Вин Чун – это не стиль, это система подготовки к бою. Вин Чун даёт вам информацию, позволяющую быть всегда на один шаг впереди своего противника. Вин Чун не лучше, чем другие Системы боевых искусств, но он дает некоторые уникальные преимущества тем, кто его практикует. Не важно, какой это стиль или система боевых искусств, чтобы победить своего противника вам необходимо применить свои “инструменты”. Я могу драться, используя инструменты Вин Чун. Но я выражаю свой собственный стиль Хокинса Чуна, основываясь на своем опыте.

Каждый занимающийся боевым искусством, должен иметь свой стиль, а не стиль своего мастера.
Когда я обучаю своих учеников, я тренирую их находить свой собственный путь, подходящий для их характера. Некоторые ученики очень эмоциональны, и в начале я не могу заставить их расслабиться, поэтому я учу их наступательной, агрессивной стороне Вин Чун.
Когда их атаки становятся лучше, они чувствуют, что не могут идти дальше, расстраиваются и автоматически приходят ко мне и спрашивают, как же им справиться с этим парнем или с другими. Для меня это значит, что они действительно хотят учиться. Я объясняю им, что они должны расслабиться и обратить внимания на оборонительную сторону Вин Чун.

Приходит день, когда ощущения их рук и тела становятся рефлекторными, и тогда я позволяю ученикам идти по своему пути дальше и самостоятельно находить высший уровень. Если же они продолжают задавать вопросы, значит, они еще недостаточно развились, чтобы почувствовать этот момент. Они ещё нуждаются в моей помощи, и я сделаю всё, чтобы им помочь.

Вин Чун очень прост в изучении. В нем есть всего три формы, форма с манекеном, шест 6,5 точек и ножи-бабочки. Всему этому очень просто научить. Вопрос в том, проверяли ли вы всё это сами? Сможете ли вы на практике применить ваше умение? Помните ли вы, с кем дрались, и сколько дрались? Каждый стиль боевых искусств основан на защите, так что используйте то, что полезно и отбрасывайте все ненужное для вас. Вы должны сами найти полезное, оно может быть абсолютно бесполезным для других. Но вы должны самостоятельно, согласно обстоятельствам, уметь изменять порядок использования инструментов Вин Чун.
Согласно моему принципу Вин Чун, я предпочитаю, чтобы противник атаковал первым. Я начну выбирать время для входа от начала атаки противника. По моему опыту, такое движение это ловушка. Когда вы приближаетесь ко мне не напрямую, у вас должна быть на то причина.
Сначала я определяю ваши намерения. Я всего лишь спокойно жду. Мой разум становиться “рефери”. Ожидание лучше, чем изменение. Я слушаю собственную музыку или ритм вашего тела. Для меня всё неважно, мои эмоции не вовлечены в бой. Самый большой вопрос – когда начать?

Конечно, для того, чтобы научиться этому требуется время.
Многие из учеников Брюса изучали, преподаваемую им систему под названием “Модифицированный Вин Чун”. Но термин “модифицированный” Брюса Ли равен терминам Вин Чун – “чувству” и “чувствительности”. “Чувство” Вин Чун допускает модификации. Это изменение ради выживания. Нет такого понятия, как “модифицированный Вин Чун”, каждый хороший практик Вин Чун изменяет систему под себя, основываясь на чувстве. Когда Брюс заимствовал “инструменты” из других бое

Представляем перевод из книги Пола Боумана (Paul Bowman) «За Брюсом Ли: преследуя дракона в кино, философии и популярной культуре» (2013).

Джит Кун До - одновременно и боевое искусство, и набор принципов, которые разработал Брюс Ли. Это результат его оценки различных стилей боевых единоборств (с которыми он познакомился в США), собственных исследований, экспериментов и инноваций.

Джит Кун До считается главным предшественником таких стилей как «американское фристайл карате», «абсолютный бойцовский чемпионат» (UFC) и «смешанных единоборств» (MMA).

Существует огромное количество текстов написанных о Джит Кун До разной (действительно, очень разной) степени достоверности и точности. Относительно надёжными источниками можно считать тексты по истории, развитию стиля, его философии и концепций, написанные первым поколением учеников Брюса Ли Дэном Иносанто (Dan Inosanto) и Таку Кимура (Taku Kimura). К сожалению, другие содержательные работы, такие как неоднократно издававшиеся книги Джона Литтла (John Litte), как правило, склонны к агиографии или героизации Брюса Ли.

Нас, однако, должна интересовать, прежде всего, техника Джит Кун До, поскольку сам Брюс Ли считал своей главной задачей именно разработку практически полезной и эффективной техники боя и тренировок. По мнению Ли, формы и реализация Джит Кун До будут для каждого человека своими, но теоретические принципы, на которых основаны тренировки и техники боя, будут неизменными.

Термин "Джит Кун До" впервые появляется в записках Брюса Ли в 1967 году, однако Иносанто, друг и ученик Брюса Ли, утверждает, что Брюс принял решение называть этим термином тот стиль боевых искусств, которые они практиковали, лишь в 1968 году. По словам Иносанто, Брюса вдохновила техника европейского фехтования «контратака на сближение» (stop hit), которую он считал «высочайшим и самым экономным движением перехвата». Брюс настолько высоко оценивал эту технику, поскольку она сочетает в одном экономном движении блок-перехват / нейтрализацию (jeet) и атаку (kune). Иносанто поясняет, что «контратака на сближение с противником» - это движение, которое не «распадается» на блок и удар, а оба действия выполняются в одно движение. То есть атаку останавливают не с помощью блока, а с помощью блока, который одновременно является ударом, движение «разработано для того чтобы нанести удар посреди атаки противника». По словам Иносанто, Ли переложил эту технику на китайские термины «джит» и «кун», добавив к ним суффикс «до» для определения боевого искусства или пути боевого искусства. Таким образом, буквальное значение «Джит Кун До» - это «путь контратаки» или «перехвати-ударь-путь» [в русских переводах принято говорить о «Пути опережающего кулака»].

До этого «крещения» (то есть прежде чем начать использовать имя «Джит Кун До» для обозначения техники и своего боевого искусства), Ли практиковал смешение различных техник, которые он назвал Джун Фан Кунг Фу (Jun Fan Gung Fu). Этот стиль не был основан на одном определённом стиле или боевой системы: он включал в себя техники, позаимствованные из разных стилей. Среди них Иносанто называет Танланцюань (стиль Богомола) Севера и Юга Китая, Цайлифо, Коготь Орла, Хунгар, тайский бокс, классический западный бокс, дюздо, джиу-джитсу, а также «несколько стилей северокитайского кунг-фу». Тем не менее, Иносанто признает, что "очевидно", основой стиля был Вин Чун, все остальные техники добавлялись к этому «ядру».

Джун Фан, а затем Джит Кун До позаимствовали напрямую из Вин Чуна «принцип центральной линии», дающий преимущество актакующему по центральной линии, принцип одновременной атаки и нападения, прямые удары, подавляющее движение на противника, а также технику «липких рук» (китайское chi sau) для развития чувств. Однако Ли модифицировал стойки и движения Вин Чун (они, в основном более компактные и рассчитаны на ближнюю дистанцию), с тем чтобы добавиться полной «текучести» в бою и одновременно экономичности движений при бое на любой дистанции. Для этого Ли экспериментировал с техниками, стойками и позициями ног из европейского фехтования, в котором боец в прямом смысле слова «выставляет вперёд» свою самую сильную руку и ногу. Ли предложил чтобы для правши основная стойка была правосторонняя, а не левосторонняя (как в традиционном боксе), самое сильное оружие (правая рука) должна быть впереди не просто для того чтобы нанести джеб, но чтобы отправить противника в нокаут.

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Брюс также не устраивало то, что в большинстве боевых единоборств любая последовательность действий требует более одного движения, поэтому он разработал стойку, из которой можно было нанести любой удар передней ногой без какой либо дополнительной подготовки. Так появилась знаменитая стойка Брюса Ли, запечатлённая на многочисленных плакатах, а также в статуе на Галерее Звёзд в Гонконге: большая часть веса тела приходится на заднюю ногу, передняя нога слегка приподнята и готова нанести любой удар; задняя рука находится преимущественно в оборонительном положении (высоко поднята и достаточно близко к лицу и голове), а ведущая рука расслаблена и находится ниже, чтобы нанести один из множества возможных молниеносных ударов - типичный для Брюса удар пальцами в глаза.

Если, разрабатывая Джит Кун До, «стиль без стиля» Ли пришёл к этой вполне определённой стойки, но налицо парадокс. Ведь сам Ли постоянно говорил о том чтобы выйти за рамки единого стиля и его ограничений Он говорил о том, что не изобрёл «новый стиль», сочетающий в себе черты других стилей или модифицирующий их, а разработал «метод» или «концепцию». «Я хочу освободить своих последователей от привязанности к стилям, техникам и формам», - писал он.

Иносанто отмечает, что впоследствии Ли "стал жалеть о том, что вообще придумал термин Джит Кун До, поскольку он чувствовал, что это тоже ограничение. Ведь в соответствии с его концепцией, «если вы понимаете основы боя, для вас нет такого понятия как стиль».

Иносанто, которому сам Ли дал право преподавать стиль, ещё больше усложнил парадокс, добавив к стилю слово «концепция». Иносанто всегда говорит и пишет только о «концепции Джит Кун До». Он обращает внимание на то, что в отличие от названий других стилей - с их традиционными формами, принципами тренировок, приёмами, ката и так далее - Джит Кун До был разработан как направляющий принцип, а не фиксированная форма. Занимая позицию, которая подразумевает возможность развития стиля, Иносанто, наряду с Ричардом Бустилло (Richard Bustillo) и Ларри Хартселлом (Larry Hartsell), противопоставляет себя другим ученикам Брюса Ли, таким как Таку Кимура (Taku Kimura), Джеймс Ли (James Lee), Джерри Потит (Jerry Poteet) и Тед Вонг (Ted Wong) , которые пытаются сохранить «изначальную форму» Джит Кун До. Можно сказать, что последователи «концепции Джит Кун До» следуют духу инновации, в то время как последователи «изначальной формы» пытаются сохранять стиль таким, каким создал его Брюс Ли.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама