THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Один из трюков джигитовки.

История

Первое упоминание о джигитовке принадлежит Ксенофонту .

Сложнейшие элементы и наибольшее распространение джигитовка получила у казаков в XIX веке . В Уставе строевой казачьей службы изд. 1899 г. говорится: (современная орфография)

Ст.205. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака.
Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка.

К обязательной джигитовке относились:

  • стрельба с коня и рубка чучел
  • поднимание предметов с земли
  • подъём на коня пешего товарища
  • увоз раненого одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание на коня на карьере.

К упражнениям вольной джигитовки относились:

  • джигитовка с пикой,
  • умение положить коня на карьере,
  • скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую,
  • скачка группами,
  • скачка стоя,
  • скачка вниз головою,
  • переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед,
  • расседлывание коня на скаку.

В военной энциклопедии издательства Сытина (1911-1915) выделяются следующие виды джигитовки:

  • Стрельба с коня в карьер по чучелам из соломы, пропитанным нефтью. Стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле.
  • Нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов
  • Соскакивание на обе стороны по несколько раз подряд
  • Скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет
  • Соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер
  • Расседлывание и снова оседлывание лошади на карьере, не слезая, а только пересев на круп лошади.
  • На полном ходу соскакивание с лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост
  • «отвага», то есть держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головою вниз, и держаться на весу
  • Перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть на седло с другой.
  • Скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь.

Впоследствии джигитовка входила в боевую подготовку кавалерии Красной Армии . Однако с развитием военного дела важнее становилось умение всадника действовать в составе подразделения и взаимодействовать с другими частями, чем личное мастерство. Во время Второй мировой войны от конницы требовалась возможность перебрасывать боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач. После ликвидации кавалерии как вида Вооружённых Сил в начале 50-х годов XX века , джигитовка исчезает как самостоятельная дисциплина.

Джигитовка как отдельный спортивный вид существовала до 70-х годов XX века . Шестикратным чемпионом СССР по джигитовке был выдающийся мастер Ирбек Кантемиров, представитель цирковой династии Кантемировых. Известными мастерами джигитовки были заслуженный мастер спорта Валентин Мишин и патриарх российских каскадеров Мухтарбек Кантемиров . После 70-х джигитовку заменяет вольтижировка .

Описание

Современная спортивная джигитовка - дисциплина конного спорта, в которой первенство определяется по оцененному в баллах лучшему исполнению индивидуальных спортивных «боевых» приемов, при условии ограничения времени на их выполнение.

Джигитовка направлена на развитие у спортсмена ловкости, смелости, отваги, высокого мастерства владения лошадью.

Соревнования могут включать в себя разделы: «Специальная джигитовка» и «Вольная джигитовка».Раздел «Специальная джигитовка» включает в себя следующие упражнения: «Владение пикой», «Стрельба из пистолета и метание ножа», «Владение шашкой» и «Стрельба из лука» .

В разделе "Вольная джигитовка" течение заезда всадник должен выполнить 6 упражнений (трюков), которые в свою очередь делятся на 4 категории сложности. Повторение упражнений не допускается. В зависимости от уровня категории оценка за выполнение упражнения умножается на коэффициент сложности – 1, 2, 3, 4

Виды трюков

1. Стойка на стремени.

2. Езда, лежа поперек седла.

3. Соскок с посадкой в седло через шею лошади.

4. Соскок с посадкой в седло через круп лошади.

5. Прямое волочение.

6. Казачий обрыв в стремени.

7. Езда спиной вперед на шее лошади без соскока (женщины).

8. Казачий вис.

9. Стойка на стремени – «флажок» (женщины).

10. Ласточка на стремени.

16.2 Упражнения II категории сложности. Коэффициент – 2 .

11. Стойка вниз головой.

12. Езда, стоя на седле

13. Ласточка на седле.

14. Обратное волочение.

15. Казачий обрыв в путлище.

16. Соскок против темпа.

17. Обратный казачий вис (женщины).

В то время как регулярная кавалерия переживала ряд переформирований и изменений в своем воспитании и обучении, казаки жили, обучались и действовали в бою и вообще на войне по старине, так, как обучали их отцы и деды, на рассказах и примерах которых вырастали молодые казаки, преемственно приобретая и хорошие и дурные черты, приемы и привычки в езде.

Для поднятия уровня обучения большую часть казачьих полков включили в кавалерийские дивизии, и обучение казаков с 1878 г. подчинили обязательному для них строевому уставу казачьей службы. Обучение казаков согласно этому уставу велось применительно к общей службе в кавалерии и к присущим казакам особенностям по их способу езды.

Само устройство кaзaчьих сёдел вызывает необходимость некоторых особенностей в посадке; в самой середине подушки казачьего седла проходит чересседельный трок; это место и является самой низкой частью сидения, тогда как в кавалерийском седле самая низкая часть находится ближе к задней луке.

Большое влияние на казачью посадку имеет то, как набита седельная подушка, ибо от этого зависит положение колен и самого седалища; необходимо, чтобы колено б. подано неск. назад, дабы на рыси иметь возм-сть немного больше, чем на шагу и на месте, передать груз свой на стремена. Если чрезмерно набита передняя часть подушки, то всадник садится на заднюю луку, и колено его уйдет вперед; при излишне набитой задней части подушки всадник будет сидеть на разрезе, корпус его будет валиться вперед, и такая посадка не будет крепкой; и то и другое положение вызывает напряженность посадки, a между тем только полное отсутствие напряжённости и может дать казаку желательную гибкость и свободу посадки, при коих он своевременным уклонением корпуса при неожиданных и порывистых движениях лошади сохраняет прочность в седле.

Посадка казака на месте и на шагу несколько отличаются от таковой же на рыси. На месте и на шагу казак должен иметь лишь слабый упор на стремена, сидением своим должен более прилегать к задней луке и сидеть на ягодицах, a не стоять на стременах. На рыси же для смягчения ударов седалищем по седлу всадник сильнее упирается на стремена, причем, дабы ноги его не ушли вперед и корпус не отваливался назад, всадник немного подается вперед грудью, сгибает ноги в коленах и при этом седалищем немного удаляется от задней луки; вследствие этого удары седалищем по седлу еще более смягчаются.

На обыкновенном намёте (галопе), когда лошадь идет плавными прыжками, надобности приподыматься на стременах не встречается, а, напротив, всадник на этом аллюре глубже садится в седло. Вследствие более приподнятого над спиной лошади положения и левая рука всадника будет высоко, a потому и напряжение поводьев таково, что удила действуют неизбежно на углы рта и почти только на них.

Особое устройство казачьего седла и посадки влекут и особенности в управлении лошадью, a также и то, что для управления конем казаки ничего, кроме уздечки, не признают.

Вследствие приподнятого положения всадника значение уклона корпуса увеличивается, а значение и сила шенкелей уменьшаются; кроме того:

  • низко поставленные путлища ограничивают свободу движения шенкелей,
  • они же делают то, что шенкеля постоянно лежат на боках лошадей, уменьшая этим их чувствительность.

Вследствие этого y казаков главным средствами управления лошадью являются уклоны корпуса и уздечки; шенкеля же в незначительной степени. Шенкель y казаков отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания.

Уздечка, будучи проста по устройству и менее повелительна, чем другие приборы управления, вкладываемые в рот лошади, требует и большего искусства, ибо уздечке лошадь легче сопротивляется.

Главное искусство управления казака лошадью в том и заключается, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть, ибо это вызвало бы раздражение и сопротивление.

Вследствие этого, чтобы давление руки всадника на рот лошади было мягким и ровным и чтоб укорачивание повода производилось плавно без передергивания, казачьий повод должен быть такой длины, чтобы, не сдвигая кулака с места, всадник чувствовал легкий упор десны на удило. Для укорачивания повода казак поворачивает кисть мизинцем от себя. Если же этого недостаточно, то следует, сверх того, плавно подавать кисть руки или на себя, или от себя.

Производство манежной езды y казаков отличалось от таковой же в остальной кавалерии лишь тем, что казаки не делали неестественных боковых движений и не должны были добиваться того, чтобы намётом лошадьдь подымалась непременно с внутренней ноги; не полагалось им также ездить облегченной рысью.

Выездка казачьих лошадей, если приходилось пользоваться манежем, производилась подобно тому, как и других, но, конечно, с отступлениями, вызываемыми особенностями их езды. Для развития смелости и ловкости казаки обучались джигитовке Для одиночного обучения казаков служил уст. строев. казач. службы, ч. I, 1889 г.

Джигитовка

Джигитовка - лихая скачка, во время которой всадники выказывают свою ловкость в упражнении конем со всевозможными, зачастую весьма опасными, приемами на лошади.

Джигитовка перенята кавказскими казаками y горцев, откуда вскоре перешла и в другие казачьи войска.

Состязания в джигитовке y казаков раньше происходили обыкновенно при довольно торжественной обстановке: участников собиралось до 200 и более человек; съезжались они на конях, разукрашенных серебряным набором, одетые в щегольские наряды, с оружием в дорогой оправе, на площадь к церкви, где слушали молебен и окроплялись святой водой, после чего стройной колонной по три с песнями и бубнами двигались к месту состязаний.

К джигитовке относится:

  • стрельба с коня на карьере в чучела из соломы, пропитанные нефтью. Затем стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле. Бывали и такие случаи, когда стрелки на полном карьере разбивали пулей из винтовки брошенное вверх яйцо; a папахи, платки и т. п. пробивались пулей почти всеми без промаха;
  • нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов; находились такие ловкачи, которые поднимали на карьере разбросанные по земле серебряные монеты или подхватывали рюмку, наполненную до краев вином, и, подхватив, выпивали; это считалось верхом искусства;
  • соскакивание на обе стороны несколько раз подряд;
  • скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет, - весьма трудный и опасный номер;
  • соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер;
  • нагибание во время прыжка лошади через барьер и выхватывание папахи или иного предмета из-под барьера;
  • расседлывание и вновь оседлывание лошади на полном карьере не слезая, а только пересев на круп лошади;
  • на полном ходу сползание с крупа лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост;
  • "отвага", т. е. держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головой вниз, и держаться на весу;
  • перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть в седло с другой;
  • скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь (т. е. оттолкнувшись от земли y одной лошади, перелететь через нее и сесть на другую и т. д.).

По окончании состязаний наилучшим наездникам выдавались призы:

  • седло с полным снаряжением;
  • конский убор, украшенный серебром;
  • шашка, отделанная серебром,
  • другие принадлежности вооружения, снаряжения и обмундирования казака; многих одаривали и деньгами.

Джигитовка несомненно имела громадное воспитательное значение и польза ее вне сомнения.

Она основана на развитии сметки, смелости и лихости до высшей степени, необычайной ловкости, гибкости и силы мускулов. Казак, проделывающий на коне головоломные и опасные для жизни приемы джигитовки, не только не задумается карьером пронестись по самой пересечёной местности, с целью схватиться на смертный бой с противником, но и броситься в самое опасное место боя. Подготавливая к этим состязаниям своего коня и себя самого, казак и лошадь все время в работе и, таким образом, незаметно тренируются и втягиваются в работу, которая делает их неутомимыми и выносливыми.

В начале прошлого века казаки занимались почти только на службе в первоочередных полках. Для руководства в уставе строевой казачьей службы джигитовке был уделён отд. ІV, дававший лишь основные правила для нее (правила эти годились, конечно, для "новичков", которых, с каждым годом находилось все больше и больше).

Цель джигитовки, как и прежде, состояла в развитии смелости и ловкости, почему уставом рекомендовалось обучать джигитовке каждого казака.

Но уже имеелся громадный % таких казаков, которые до службы не джигитовали, почему и было указано заниматься сначала "приготовительными упражнениями к джигитовке" на деревяной оседланной лошади. После усвоения приемов рекомендуовалось переходить к простейшим упражнениям на живой лошади и для ускорения обучения разделять казаков на смены по числу учителей, тоже казаков.

Уставная (Уст. строев. казач. сл., ч. І, 1899 г.) джигитовка разделялась на:

  • обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком,
  • вольную, которая могла быть производима без оружия и вьюка, на оседланной или неоседланной лошади.

Обязательная джигитовка состояла из следующих упражнений:

  • стрельба с коня и рубка (уколы) чучел;
  • поднимание предметов с земли;
  • подъем на коня пешего товарища;
  • увоз раненного одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание (прыжки) на коня на карьере.

Для вольной джигитовки правила не устанавливались.

Способствуя казачьей удали, вольная джигитовка была поощряема всеми возможными средствами.

К упражнениям вольной джигитовки, между прочими номерами, указанными выше, относились:

  • уменье положить коня на карьере,
  • скачка ногами вверх,
  • "рыбка", - переворачивание на карьере лицом назад,
  • упражнения в метании дротика (род короткой пики) на карьере в расставленные цели, т. наз. "джирид", и пр.

Джигитовка входила в репертуар Каруселей, устраиваемых полками, иногда благотворительными обществами и частными лицами в Спб., в Михайловском манеже и привлекающих многочисленную публику. Участниками каруселей являлись как офицеры, казаки и нижние чины, так и джентльмены и дамы общества.

Славились джигитовкой не только казаки, но и “нижегородцы” (16 –й др. Нижегородский полк - кавалерийская удаль была ими унаследована ещё со времён Кавказской войны) и кавалеристы других славных Русских полков.

11.11.2014

Боевые традиции кавалеристов нельзя отделить от многовековой российской истории. Казачье боевое искусство владения конем признавалось во всем мире. Даже, Наполеон признавался, что если бы русские джигиты составляли основную часть его войска, он был бы непобедим.

К сожалению, такой вид конного спорта сегодня незаслуженно забыт и узнать, что такое джигитовка многие могут, лишь посетив цирк.

Немного истории

Еще древние народы практиковали джигитовку. Здесь подразумевалась скачка, управление лошадью при помощи ног, при этом всадник виртуозно владел оружием. Для славянских племен такие отважные джигиты были необходимы, так как они могли отразить частые набеги кочевых племен.

В книгах по истории можно прочесть, что именно казаки в боях своих лошадей использовали не только для передвижения, но и как союзников.

Если найти видео джигитовки на конных играх, то можно увидеть одиночную казачью джигитовку, а также, лихие групповые выступления.

Джигитовка видео

Джигитовка - это вид конного искусства , который широко распространен у многих народов. Лихие джигиты есть и у народов Кавказа, у народов Средней Азии, у донских казаков. На бешеном скаку джигит умело владеет саблей, может повернуться в седле, даже пролезть под брюхом лошади. Все эти приемы позволяли во время битв увернуться от поражения шашкой противника. Сейчас можно найти фото джигитовки как современные, так и довоенных времен, эти фотографии красноречиво свидетельствуют о прекрасной физической подготовке джигитов во все времена.

Европейские издания, описывающие историю кавалерии, говорили о том, что только казачьи войска относились к своим лошадям не как к транспортному средству, они воспринимали конницу как верных соратников и союзников. Сам Наполеон с уважением и интересом относился к казачьему искусству владения лошадьми. Никто толком не знал обо всех тонкостях и премудростях систем тренировок и подготовки животных к боям, но самый ключевой элемент беспроигрышных завоеваний и побед казаков была джигитовка. Практиковали такое искусство люди, проживающие на территории Кавказа и центральной части Азии.

Византийские хроники не раз упоминали о том, что славянские поселения практиковали джигитовку лошадей, чтобы всячески отбиваться от нападок кочевников (период 6-го века). Обладая всего 2 саблями, славяне не раз успешно отбивались от агрессоров, за счет уникального использования лошадей их часто называли воинами, восседавшими на кентаврах. У этих народов тренировки с лошадьми начинались с детского возраста. Использовались специальные тяжелые камни, которые укутывали в кожу быков и давали мальчишкам держать их как можно дольше между коленками ног. За счет постоянных тренировок такого плана с раннего возраста юноши укрепляли крепатуру ног и готовились управлять лошадью в будущем только при помощи нижних конечностей.

В записях и рассказах самого Наполеона не раз упоминалось о том, что казаки за счет своей ловкой умелой джигитовки прославили всю Россию и считались лучшими легкими войсками по всему миру. Он сам готов был заманить на свою сторону казаков, по его словам с такой армией можно было пойти хоть на край света.

Кавалерийские войска последующей Красной Армии уже не обходились без обучения джигитовке. А к 40 годам 20 столетия большей значимости отдавали действия кавалерии в составе всех подразделений, а также умения синхронно действовать танковыми, артиллерийскими и моторизованными соединениями. Конечно, современные войны уже на так сильно нуждались в помощи кавалерии, лишь единичные случаи не давали забыть заслуг и умений всадников лошадей. После этого джигитовка стала больше конным видом спорта, чем военной техникой. И длительное время джигитовку прославляли казаки, эмигрирующие в зарубежные страны с выступлениями.

Об элементах джигитовки

На небольших степных лошадях часто применяется джигитовка стоя. В бою это помогало увеличить обзор поля боя. Изучая элементы джигитовки, названия их могут показаться странными. Есть, к примеру, «соскок», «перескок», «обрыв».

Езда задом наперед была удобна джигиту, чтобы стрелять по догоняющим его. При «обрыве» имитировалась смерть всадника и его лошади, что вводило врага в заблуждение. Координация движений оттачивалась, когда джигит стоял на двух лошадях, прыгая через препятствие. Разнообразные приемы джигитовки у разных народов свои, но все они демонстрируют умелость и смелость всадника.

Сама джигитовка предполагала ряд обязательных программ:

  • рубка чучел;
  • подъем какого-либо предмета верхом на лошади с земли;
  • стрельба в седле;
  • подхват пешего побратима верхом на свою лошадь;
  • вывоз раненых соплеменников верхом на одной или двух лошадях;
  • скачки на коня и соскакивание с него на карьере.

В свою очередь, вольные занятия джигитовки предполагали другие тренировки:

  • джигитовка с применением пики;
  • пробы уложить коня на карьере;
  • групповые скачки;
  • скачки верхом и перепрыгивание на ходу с одной лошади на другую;
  • скачки в стоячем положении;
  • скачки головой вниз;
  • скачки всадника лицом назад, переворачивание лица на карьере;
  • во время скачек проведение расседлывания коня.

Сегодня такое искусство как джигитовка, казаки осваивают с большим удовольствием. Во многих казачьих станицах на праздниках можно увидеть потрясающее зрелище - разнообразные приемы джигитовки смелых всадников на резвых лошадях.

Седловка лошади для джигитовки

Лошадь, предназначенную для джигитовки, принято седлать строевым, либо, казачьим седлом. Часто используется кавказское седло. Когда производится седловка, нужно обратить внимание на подпруги, степень их затягивания. Она должна быть максимальной, для того, чтобы во время скачки и выполнения элементов седло не съезжало на лошадиный бок. При выполнении джигитовочных элементов лошадь скачет резвым галопом.

Не следует осваивать джигитовку без участия опытного тренера. В этом искусстве есть много тонкостей. Самая маленькая ошибка может привести к тяжелой травме всадника или лошади. Часто джигитовка сочетается с умением владения холодным оружием, со стрельбой. Для обеспечения безопасности джигитов и окружающих должны соблюдаться определенные меры предосторожности, диктуемые организаторами зрелища.

Почему джигитовка перестала существовать?

На то, что такое великолепное и истинно славянское боевое искусство, как джигитовка, ныне практически не существует, есть ряд веских причин.

  1. Политика . Русский народ так и не научился гордиться и ценить то, чем он обладает. Славяне все больше стремятся обучаться заграничным хитростям и европейским новшествам. Нынешние выступления конного спорта во время демонстрации казачьей джигитовки почему-то не предполагает истинных нарядов и обычаев казаков, все чаще зрители видят маскарадные ковбойские одеяния.
  2. Организованность . На период 30-х годов 20 века Красная кавалерия стала разделять между собой два понятия - искусство овладения оружием и конкурсы по искусству джигитовки. После этого джигитовка стала подразумевать под собой исключительно вольтижировочные тренировки. Овладение оружием как-то отодвинуло джигитовку, как боевое искусство, на задний план.
  3. Современность . На данный этап времени военные действия стали чужды современному обществу, поэтому джигитовка стала терять свою популярность и перешла в стадию упрощенного варианта вольтижировки, а спустя время и вовсе уступила свое место спортивной вольтижировке.

Если ранее для обучения и демонстраций джигитовки требовалось большой свободное пространство, сравнимое с нынешними крупными ипподромами, то вольтижировка может выполняться на маленькой территории. К тому же джигитовка выполняется с определенным всадником и его личным конем, а также подразумевает национальные костюмы. Это не рентабельно с точки зрения экономии затрат.

Исходя из всего вышесказанного понятно одно - джигитовка утратила былую славу и популярность после распада кавалерии. На смену ей пришла экономичная и доступная вольтижировка, которая уже популярна за рубежом.

По всем вопросам можете обращаться

по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Реальные примеры выступлений размещены на Ютубе Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/channel/UChTNAiwCNWabwvfERbQSg0A/videos

О Джигитовке

(от тюрк. джигит - искусный и отважный всадник), упражнения на скачущей лошади у казаков, народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана (Большой Российский энциклопедический словарь).

Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади (первонач. у казаков и кавказских горцев) (Толковый словарь Ожегова).


История возникновения

Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас. Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Движения

Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Цирк

С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Каскадёры

Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А.К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа. Практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Информация подготовлена по материалам сайта www.scarb.ru

Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа». Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.

Валерий Шабля

Для всех желающих заниматься казачьей джигитовкой и другими видами казачьего искусства на Тверском областном ипподроме под руководством КСК "Станица" появилась новая услуга.
Абонемент суммой 5 000 рублей/месяц и количество занятий не ограниченно!
По всем вопросам можете обращаться по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама